Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Михайловой Т.А,
с участием прокурора Егоровой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-133/2019 по административному исковому заявлению Морозова А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-13 о регистрации Козлова Е.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50,
установил:
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 8 июля 2019 года N20в/23п Морозов А.В, зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50 (л.д.8-9).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 6 июля 2019 года N2в/21п отказано в регистрации Козлова Е.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-13 признано незаконным бездействие избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое, выразившееся в непринятии избирательной комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата в срок, установленный пунктом 2 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (пункт 1); решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 6 июля 2019 года N2в/21п "Об отказе в регистрации Козлову Е.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50" отменено (пункт 2); Козлов Е.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50 18 июля 2019 года в 10 часов 25 минут (пункт 3); избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое обязана выдать Козлову Е.В. удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50 с указанием её даты и времени не позднее дня, следующего за днём принятия настоящего решения (пункт 4); решено разместить настоящее решение на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложен на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 6) (л.д.10-11).
Морозов А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-13, ссылаясь на его необоснованность, исходя из следующего.
С учётом положений пункта 1 статьи 27, подпункта "в" пункта 7 статьи 24, абзаца второго пункта 1, подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, поскольку кандидатом Козловым Е.В. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию не представлено решение избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" о его выдвижении кандидатом в депутаты по избирательному округу N50; такое решение избирательного объединения было представлено лишь спустя три дня, что свидетельствует о несоблюдении кандидатом требований, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", и в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "б" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" являлось достаточным основанием отказа в его регистрации.
Административный истец ссылается и на то, что представленная кандидатом выписка из протокола второго этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского региональным отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" не позволяет установить правомочность и законность решения конференции, поскольку соблюдение установленной нормы представительства от местных отделений политической партии проверить невозможно ввиду отсутствия в этой выписке из решения указания на количество местных и первичных отделений партии в Санкт-Петербурге; указал на несоответствие представленных кандидатом Козловым Е.В. заявления о согласии баллотироваться и первого финансового отчёта требованиям, предъявляемым к формам документов в соответствии с решениями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 11 июня 2019 года N20в/5п и от 11 июня 2019 года N4в/6п.
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, неправомерно не учтены Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения.
Административный истец Морозов А.В. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.20, 26), доверил ведение дела представителю Потемкиной А.Н. (доверенность от "дата", л.д.5), которая в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Мишутина Д.С, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; обстоятельства, послужившие основанием для принятия избирательной комиссией муниципального образования решения об отказе в регистрации Козлова Н.В, не подтверждаются; кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования представлены все документы, необходимые для его регистрации кандидатом.
Заинтересованное лицо Козлов Е.В. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.18), об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил, направил в суд возражения на административный иск, в которых поддержал позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии, полагает оспариваемое решение не подлежащим отмене.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое Бойкова М.В, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, требования административного искового заявления полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что в представленных кандидатом документах избирательной комиссией выявлены недостатки, о которых своевременно уведомлен Козлов Е.В, не исправивший их в установленный срок.
Также представитель избирательной комиссии муниципального образования указал на то, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", избирательная комиссия муниципального образования вправе была принять такое решение; оснований для его отмены у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось.
С учётом изложенного, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Из материалов административного дела усматривается, что 24 июня 2019 года Козлов Е.В. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50 (на 2 листах) (л.д.70-71).
Также с заявлением Козловым Е.В. представлены следующие документы: копия паспорта (на 4 листах), копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы (справка на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 2 листах), внешний носитель информации USB Flash с документами в машиночитаемом виде (на 1 листе) (л.д.44-45).
Кандидатом Козловым Е.В. 26 июня 2019 года в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое дополнительно представлен первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования (на 3 листах), выписка из лицевого счёта (на 1 листе) (л.д.59).
Извещением, направленным в адрес Козлова Е.В. 2 июля 2019 года посредством электронной почты (л.д.38), избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое проинформировала Козлова Е.В. о выявлении неполноты сведений, представление которых предусмотрено законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (л.д.65-66).
В извещении указано, что в представленной выписке из протокола второго этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 22 июня 2019 года следует, что в соответствии с пунктом 2 решения Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 17 апреля 2019 года N27 установлена следующая норма представительства на конференцию для местных и первичных отделений: 1 зарегистрированный член партии от местного отделения; однако не указано, сколько местных отделений у Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на территории Санкт-Петербурга; также из выписки из протокола не ясно, кем, когда и каким образом Козлов Е.В. был выдвинут кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое; вопрос о правомочности конференции остаётся открытым; заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва не соответствует форме, утверждённой решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 11 июня 2019 года N20в/5п "Об утверждении форм документов для уведомления и регистрации кандидатов в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое".
Также указано, что представленный для регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по избирательному округу N50 первый финансовый отчёт не содержит его неотъемлемой части "Учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата", что является несоответствием форме представляемых документов, утверждённых решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 11 июня 2019 года N4в/6п "О порядке и формах учёта и отчётности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое"; вышеуказанный отчёт оформлен с нарушением, так как не обозначен в качестве "Первого" финансового отчёта.
В этом же извещении указано, что выявленные недостатки необходимо устранить не позднее 5 июля 2019 года (не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата) (л.д.65-66).
Основанием для принятия избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое решения от 6 июля 2019 года N2в/21п об отказе Козлову Евгению Владимировичу в регистрации его кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50, послужило то, что порядок его выдвижения, представленные им необходимые для регистрации кандидата документы не соответствуют требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" (л.д.86-88).
Козловым Е.В, Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 6 июля 2019 года (л.д.82-85).
18 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Козлова Е.В. и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение от 6 июля 2019 года N2в/21п принято решение N118-13 (далее решение от 18 июля 2019 года N118-13).
Данным решением установлено, что документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва, согласно подтверждению о вручении документов представлены Козловым Е.В. 26 июня 2019 года в 18 часов 58 минут; извещение кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50 Козлова Е.В. направлено заявителю 2 июля 2019 года - за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга"; решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое принято избирательной комиссией за пределами срока, установленного пунктом 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (л.д.10-11).
Оценивая законность оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, суд исходит из следующего.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Рассматривая по существу жалобу кандидата Козлова Е.В. и регионального отделения политической партии, выдвинувшей его на выборы депутатов в орган местного самоуправления, на решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации, Санкт-Петербургская избирательная комиссия реализовала полномочия, предоставленные пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом без превышения предоставленных ему полномочий.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
По смыслу пункта 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, окружная избирательная комиссия не позднее чем за 3 дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, обязана извещать кандидата о выявлении несоблюдения требований закона к оформлению документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата предусмотрено подпунктом "в" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга.
Пунктом 1 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 установлено, что окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня получения документов, необходимых для регистрации кандидата, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
Пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней (пункт 9 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Согласно подпункту "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Из выписки из протокола второго этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 22 июня 2019 года усматривается, что в повестку дня включён вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (л.д.57).
Из сведений о выдвижении кандидата следует, что Козлов Е.В. выдвинут вышеуказанным политическим объединением в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое по многомандатному избирательному округу N 50 (л.д.58).
При этом из представленных на основании определения суда документов не следует, что решение от 22 июня 2019 года о выдвижении Козлова Е.В, принятое Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", было представлено кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования при подаче им 24 июня 2019 года заявления о согласии баллотироваться.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представитель избирательной комиссии пояснил, что данный документ представлен кандидатом Козловым Е.В. 26 июня 2019 года; в личном деле кандидата в депутаты Козлова Е.В. это решение находилось, однако впоследствии утеряно.
Из объяснений представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что указанное решение на заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии 18 июля 2019 года исследовалось.
Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспорены.
Факт представления Козловым Е.В. 26 июня 2019 года в избирательную комиссию муниципального образования решения о его выдвижении, принятого региональным отделением политической партии, подтверждается также в административном исковом заявлении, а также представителем административного истца в судебном заседании.
Вместе с тем, из объяснений представителя избирательной комиссии муниципального образования в заседании суда следует, что кандидатом, выдвинутым этим же региональным отделением партии по данному избирательному округу, 24 июня 2019 года была представлена не только копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии, но и выписка из решения конференции по выдвижению кандидатов в депутаты по данному избирательному округу по количеству выдвинутых этой партией кандидатов.
Указанное также подтверждается отметкой о получении сведений о выдвижении кандидата в депутаты Козлова Е.В. сотрудником избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое 24 июня 2019 года с проставлением оттиска гербовой печати избирательной комиссии (л.д.58).
Довод административного истца о необходимости предоставления решения регионального отделения политической партии о выдвижении одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, не является основанием для удовлетворения иска.
По смыслу положений пункта 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 окружная избирательная не вправе принять решение регионального отделения политической партии отдельно от заявления кандидата о согласии баллотироваться.
Следовательно, окружная избирательная комиссия должна была отказать Козлову Е.В. в принятии решения регионального отделения политической партии, предоставленного 26 июня 2019 года.
Поскольку избирательной комиссией муниципального образования от кандидата Козлова Е.В. после подачи им заявления о согласии баллотироваться, но в течение 20 дней со дня обнародования решения о назначении выборов, принято решение регионального отделения политической партии о его выдвижении кандидатом и выдано подтверждение о его принятии; письменного решения об отказе в принятии этого документа не выносилось; такое решение регионального отделения политической партии в отношении Козлова Е.В. было принято от иного кандидата, выдвинутого этим же политическим объединением, и в дату подачи Козловым Е.В. заявления о согласии баллотироваться, и это решение имелось в личном деле Козлова Е.В. на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по разрешению вопроса о регистрации кандидата; у избирательной комиссии муниципального образования, равно как и у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации данного кандидата по мотиву отсутствия решения о выдвижении.
Относительно доводов о невозможности оценки выписки из протокола второго этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 22 июня 2019 года на предмет правомочности решения конференции, суд принимает во внимание следующее.
Из выписки следует, что в соответствии с пунктом 2 решения Регионального Совета Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" N27 от 17 апреля 2019 года установлена следующая норма представительства на конференцию для местных и первичных отделений: 1 зарегистрированный член партии от местного отделения; однако не указано, сколько существует местных отделений у Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО"; на конференцию избрано 18 делегатов; на второй этап конференции зарегистрировалось 16 делегатов; для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения необходимо 9 голосов делегатов.
В силу статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Аналогичное положение предусмотрено подпунктом "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Пунктом 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 предусмотрено, что решение о выдвижении кандидата, указанное в подпункте "в" пункта 7 настоящей статьи, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
Таким образом, исходя из приведённых правовых норм, решение о выдвижении структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) на выборные должности в органы местного самоуправления, оформляемое протоколом, должно соответствовать требованиям Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, в котором указание о необходимости конкретизации числа местных отделений политической партии отсутствует.
При этом проверять решение о выдвижении кандидатов на соответствие требованиям, отсутствующим в законе, избирательная комиссия правомочиями не наделена.
Исходя из этого, положенное избирательной комиссией муниципального образования в обоснование решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Козлова Е.В. несоответствие решения регионального отделения политической партии требованиям закона, не может быть признано основанным на законе.
Суд учитывает, что избирательная комиссия муниципального образования не вправе требовать предоставления дополнительных сведений, не предусмотренных законом.
Более того, вопросы, связанные с оценкой правомочности выдвижения кандидатов в депутаты от имени регионального отделения политической партии, принятия и утверждения решения о выдвижении, выходят за пределы правового поля настоящего административного дела, могут быть предметом оценке в ином судебном процессе.
Представленная выписка из протокола второго этапа конференции соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, содержит необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе решения о выдвижении Козлова Е.В. кандидатом в депутаты.
Ссылка на отсутствие в выписке протокола конференции сведений о наличии согласия Козлова Е.В. на выдвижении в избирательном округе N50 не является основанием для отказа в регистрации; кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указаны сведения, позволяющие сделать вывод о его согласии на выдвижение именно в этом избирательном округе.
Довод истца о представлении кандидатом заявления о согласии баллотироваться, первого финансового отчёта не по формам, установленным избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое, не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Пунктом 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Аналогичные требования к содержанию заявления о согласии баллотироваться установлены в пункте 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Из представленного в материалы дела заявления (л.д.53) усматривается его соответствие изложенным требованиям действующего законодательства к внешней форме документа; в заявлении все сведения о кандидате отражены; что опровергает обоснованность соответствующих доводов административного иска.
Оценивая довод административного истца о несоответствии представленного Козловым Е.В. первого финансового отчёта форме отчёта, утвержденного избирательной комиссией муниципального образования, суд принимает во внимание, что в силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда.
Аналогичные требования содержатся в пункте 8 статьи 49 названного Закона Санкт-Петербурга, в котором дополнительно регламентировано, что в отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчёта.
Пунктом 1 решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N100-4 утверждены Методические рекомендации о порядке учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга согласно приложению.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 11 июня 2019 года N4в/6п утверждена форма отчётности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва.
Исходя из взаимосвязанных вышеупомянутых положений правовых норм, пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты в орган местного самоуправления является непредставление указанных в законе документов или представление документов, обязательных к предъявлению, не соответствующих по форме требованиям действующего избирательного законодательства.
Следовательно, представление кандидатом в депутаты первого финансового отчёта по форме, не соответствующей той форме, которая установлена решением избирательной комиссии муниципального образования, не является основанием для отказа в регистрации такого кандидата.
Кроме того, судом исследован представленный Козловым Е.В. первый финансовый отчёт (л.д.67-69); нарушений требований к форме документа в части отсутствия раздела "Учёт поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата", не является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Представленный Козловым Е.В. первый финансовый отчёт не содержит каких-либо существенных неточностей, которые могли бы исказить информацию о размере избирательного фонда кандидата, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда; не содержит информацию, которая могла бы свидетельствовать о неполноте сведений, влияющей на восприятие избирателями информации о кандидате.
На иные нарушения порядка регистрации кандидата Козлова Е.В. административный истец не ссылается и такие нарушения при рассмотрении настоящего административного дела не установлены.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Морозова А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-13 о регистрации Козлова Е.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое шестого созыва по многомандатному избирательному округу N50, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.