Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Михайловой Т.А,
с участием прокурора Федоровой А.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-136/2019 по административному исковому заявлению Токарева С.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14, которым Корецкий А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244,
установил:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 2 июля 2019 года N6-15 Токарев С.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244 (л.д.10-11).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 6 июля 2019 года N7-7 отказано в регистрации Корецкого А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 6 июля 2019 года N7-7 "Об отказе в регистрации Корецкого А.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244" отменено (пункт 1); Корецкий Александр Владимирович зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244 16 июля 2019 года в 11 часов 38 минут (пункт 2).
Пунктом 3 данного решения избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ обязана выдать Корецкому А.В. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244.
Также решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14 решено направить копию настоящего решения заявителю, в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (пункт 4); опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5), контроль за исполнением настоящего решения возложен на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 6) (л.д.18-20а).
Токарев С.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что оспариваемое решение нарушает избирательные права административного истца, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создаёт для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Административный истец указал, что решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 6 июля 2019 года N7-7 об отказе в регистрации Корецкого А.В. основано на том, что в заявлении о согласии баллотироваться наименование избирательного округа указано недостоверно; первый финансовый отчёт на бумажном носите и в машиночитаемом виде представлен кандидатом не по установленной форме (не отражено наименование муниципального образования, субъекта Российской Федерации); о проведении XVIII Конференции Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой проходило выдвижение кандидатов в депутаты, в том числе Корецкого А.В, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ не извещалась; в выписке из протокола конференции неверно указаны наименования избирательного округа, муниципального совета.
При этом избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ своевременно извещала кандидата Корецкого А.В. о выявленных недостатках.
При выдвижении Корецкого А.В. в кандидаты в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ не соблюдены требования к выдвижению кандидатов, предусмотренные Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", что в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "б" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Данные обстоятельства, по мнению истца, неправомерно не учтены Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения, что свидетельствует о его незаконности.
Административный истец Токарев С.В. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.42,44), доверил ведение дела представителю Подоляко А.С. (доверенность от "дата", л.д.25), которая в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; обстоятельства, послужившие основанием для принятия избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ решения от 6 июля 2019 года об отказе в регистрации Корецкого А.В, не подтверждаются; кандидатом в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования представлены все документы, необходимые для регистрации её кандидатом.
Заинтересованное лицо Корецкий А.В, а также его представитель Топорникова М.В, действующая по ходатайству и допущенная к участию в деле протокольным определением Санкт-Петербургского городского суда от 24 июля 2019 года, в судебное заседание явились, поддержали позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии, представили возражения на административный иск, в которых полагают оспариваемое решение не подлежащими отмене (л.д.85-87).
Заинтересованное лицо, избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ своего представителя в судебное заседание не направило, извещено судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.44), доказательств уважительности причин неявки не представило.
С учётом изложенного, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Из материалов административного дела усматривается, что 28 июня 2019 года Корецкий А.В. обратился в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ с заявлением о согласии баллотироваться (на 1 листе), что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата (л.д.46-47).
Также с заявлением Корецким А.В. представлены копия паспорта (на 3 листах), копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом) (на 1 листе), копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы (справка на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 2 листах), решение органа политической партии, съезда или иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата (на 1 листе), внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (на 1 листе); всего на 9 листах (л.д.46-47).
В эту же дату Корецким А.В. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ представлен первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда (на 4 листах) (л.д.58).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 2 июля 2019 года N6-20 Корецкий А.В. извещён о недостатках в документах, предоставленных для выдвижения и регистрации кандидата (л.д.63-64).
Из извещения следует, что кандидатом допущено несоблюдение требований, установленных Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в части представления в избирательную комиссию документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства: первый финансовый отчёт кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде представлен не по установленной форме; в выписке из протокола Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" недостоверно указано наименование избирательного округа (л.д.64).
В этом же извещении сообщено, что заседание избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Корецкого А.В, назначено на 6 июля 2019 года в 15 часов 00 минут.
3 июля 2019 года Корецким А.В. подано заявление, датированное 2 июля 2019 года, об устранении данных недостатков (л.д.66).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 6 июля 2019 года N7-7 (далее решение от 6 июля 2019 года N7-7) отказано в регистрации Корецкого А.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244 (л.д.67).
Основанием для принятия избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ решения от 6 июля 2019 года N7-7 послужило то, что порядок выдвижения Корецкого А.В. и представленные им необходимые для регистрации кандидата документы не соответствуют требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга".
Корецким А.В, Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" 13 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 6 июля 2019 года N7-7 (л.д.73-76).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14 (далее решение от 16 июля 2019 года N117-14), принятым по указанной жалобе, установлено, что Корецким А.В. был правильно указан номер многомандатного избирательного округа, по которому он был выдвинут кандидатом - N244; в выписке из протокола XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" номер избирательного округа также указан верно; первый финансовый отчёт был представлен кандидатом Корецким А.В. по форме, соответствующей требованиям избирательной комиссии муниципального образования; телеграмма о месте и времени проведения мероприятий по выдвижению кандидатов была направлена председателем Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Кузнецовой Е.М. 19 июня 2019 года в адрес избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ.
При этом установлено, что кандидатом Корецким А.В. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ представлены все документы, необходимые для регистрации кандидатом.
Оценивая законность оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, суд исходит из следующего.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Рассматривая по существу жалобу кандидата Корецкого А.В. и регионального отделения политической партии, выдвинувшей его на выборы депутатов в орган местного самоуправления, на решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации, Санкт-Петербургская избирательная комиссия реализовала полномочия, предоставленные пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом без превышения предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
Оценивая довод административного истца о не извещение Санкт-Петербургским региональным отделением "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" избирательной комиссии о времени и месте проведения мероприятия по выдвижению кандидатов в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, суд принимает во внимание следующее.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее Закон о политических партиях) определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из представленных документов следует, что посредством электронной почты с адреса: spb@yabloko.ru на адрес электронной почты sovetvo@mail.ru (л.д.80), 22 июня 2019 года направлено извещение, содержащее в себе информацию о том, что 25 июня 2019 года в 19 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ.
Извещение о проведении конференции направлено 20 июня 2019 года за подписью Председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Кузнецовой Е.М.
Также 19 июня 2019 года Председателем Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Кузнецовой Е.М. направлена телеграмма в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (по адресу: 191119, г.Санкт-Петербург, ул.Правды, д.12) (л.д.78-79), через УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области филиал ФГУП "Почта России", о том, что 21, 25 и 27 июня 2019 года, 1, 5 и 6 июля 2019 года в 19 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский.
Согласно уведомлению о получении телеграммы, последняя вручена 19 июня 2019 года сотруднику избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ Богдановой (телеграфист Устиловская) (л.д.78).
Таким образом, требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, в данном случае соблюдены Санкт-петербургским региональным отделением Российской объёдинённой демократической партией "ЯБЛОКО".
Довод административного истца о том, что сотрудник избирательной комиссии Богданова, принявшая в адрес комиссии телеграмму об извещении о проведении региональным отделением политической партии конференции по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты от 19 июня 2019 года, не является сотрудником этой избирательной комиссии, не может быть принят судом, поскольку каких-либо претензий или жалоб в адрес УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области филиал ФГУП "Почта России", через которого организована передача телеграмм, не предъявлялось, в том числе от избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, доказательств обратного материалы административного дела не содержат.
То обстоятельство, что извещение о проведении конференции с указанием нескольких календарных дат, в которые планируется проведение конференции, не умаляет вывод суда о надлежащем извещении избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, поскольку с заявлением об указании конкретной даты проведения конференции по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты в данный представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования в региональное отделение партии не обращалась.
Достоверность адреса электронной почты избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (e-mail: sovetvo@mail.ru) и принадлежность этого адреса данной избирательной комиссии не опровергнута участвующими в деле лицами; при этом суд учитывает, что определение суда об истребовании от избирательной комиссии муниципального образования документов направлено судом по указанному адресу и получено адресатом; такие документы избирательной комиссии суду были представлены.
Довод административного истца о представлении кандидатом первого финансового отчёта не по форме, установленной избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, не является основанием для отмены обжалуемого решения.
В силу пункта 12 статьи 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" ля регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда.
Аналогичные требования содержатся в пункте 8 статьи 49 названного Закона Санкт-Петербурга, в котором дополнительно регламентировано, что в отчёт включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчёта.
Пунктом 1 решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N100-4 утверждены Методические рекомендации о порядке учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга согласно приложению.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 N 303-46 порядок и формы учёта и отчётности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 20 июня 2019 года N4-6 утверждена форма первого (итогового) финансового отчёта кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ о размерах его избирательного фона, обо всех источниках формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда согласно приложению (пункт 1); пунктом 2 установлено, что документы, указанные в пункте 1 настоящего решения, предоставляются на бумажном носителе, а также в машиночитаемом виде (л.д.12-15).
Исходя из взаимосвязанных вышеупомянутых положений правовых норм, пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты в орган местного самоуправления является непредставление указанных в законе документов или представление документов, обязательных к предъявлению, не соответствующих по форме требованиям действующего избирательного законодательства.
Следовательно, представление кандидатом в депутаты первого финансового отчёта по форме, не соответствующей той форме, которая установлена решением избирательной комиссии муниципального образования, не является основанием для отказа в регистрации такого кандидата.
Представленный Корецким А.В. первый финансовый отчёт не содержит каких-либо существенных неточностей, которые могли бы исказить информацию о размере избирательного фонда кандидата, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведённых за счёт средств избирательного фонда; не содержит информацию, которая могла бы свидетельствовать о неполноте сведений, влияющей на восприятие избирателями информации о кандидате.
Первый финансовый отчёт кандидата Корецкого А.В. позволяет идентифицировать, несмотря на отсутствие в наименовании муниципального образования указание на субъект Российской Федерации и слова "округ", то муниципальное образование, в представительный орган которого проводятся выборы.
Не является состоятельным и довод административного истца о неверном указании наименования избирательного округа в выписке из протокола конференции.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ от 18 декабря 2013 года N61 (пункт 1) утверждена схема многомандатных избирательных округов муниципального образования муниципальный округ Владимирский округ (л.д.13-15), согласно которой во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ существуют следующие многомандатные избирательные округа: N244, N245, N246, N247.
Таким образом, внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ, включает в себя четыре многомандатных (пятимандатных) избирательных округа.
В выписке из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регистрационного отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", состоявшейся в период с 25 июня 2019 года с 19 часов 20 минут по 26 июня 2019 года до 1 часа 20 минут, указан правильный номер избирательного округа (N244) (л.д.49 на обороте).
Представленная выписка из протокола третьего этапа конференции соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, содержит необходимые в силу закона сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в правомочном составе решения о выдвижении Корецким А.В. кандидатом в депутаты.
Требование закона о представлении в избирательную комиссию решения структурного подразделения политической партии о выдвижении кандидата в депутаты кандидатом Корецким А.В. исполнено.
На иные нарушения порядка выдвижения кандидата Корецкого А.В. административный истец не ссылается и такие нарушения при рассмотрении настоящего административного дела не установлены.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
Заинтересованным лицом Корецким А.В. в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о взыскании с административного истца расходов (л.д.88), затраченных им на представителя, в сумме 15 000 рублей, которое мотивировано тем, что Корецким А.В. и ИП Топорниковой М.В. 23 июля 2019 года заключён договор об оказании юридических услуг NГор4 (л.д.90).
Пунктами 1.1, 1.2 договора предусмотрено, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию юридической помощи в представлении интересов заказчика; в рамках заключённого договора исполнитель осуществляет представление интересов заказчика в Санкт-Петербургском городском суде по делу N3а-136/2019 и обязуется: представлять интересы заказчика на всех стадиях рассмотрения дела вплоть до вступления судебного акта по делу; составлять и представлять в суд необходимые процессуальные документы: заявления, отзывы, ходатайства, жалобы и прочее; осуществлять сбор и представление доказательств, а также осуществлять иные действия, направленные на защиту интересов заказчика (лд.90).
Оплата услуг представителя Корецким А.В. осуществлена в полном объёме в размере 15 000 рублей в соответствии с пунктом 2.1 договора от "дата" N... что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от "дата" N... (л.д.89).
В связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам о защите избирательных прав граждан, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положения пункта 4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" допускает взыскание судебных издержек, понесённых заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.
В пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из разъяснений, данных в пункте 11 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N... следует, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В заседании суда на неразумность заявленной суммы расходов на представителя указал представитель административного истца.
Вместе с тем, с учётом объёма проделанной представителем заинтересованного лица Корецкого А.В. работы (явка в судебное заседание 24 июля 2019 года, составление возражений на административное исковое заявление); характера разрешённого спора; сокращённых сроков его рассмотрения и разрешения, что требует со стороны представителя оперативности в подготовке к судебному разбирательству по делу; основания для снижения заявленной суммы расходов отсутствуют.
Поскольку судебное постановление по данному делу принято в пользу административного ответчика, на стороне которого было привлечено заинтересованное лицо Корецкий А.В.; то с административного истца, инициировавшего данное административное дело и не доказавшего обоснованность заявленных требований, подлежит взысканию в счёт расходов на оплату услуг представителя заявленная Корецким А.В. сумма в размере 15 000 рублей.
Такая сумма расходов представителя по рассмотренному делу, по мнению суда, будет лишена признаков чрезмерности, при том положении, что доказательств несоразмерности (неразумности) данной суммы административным истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Токарева С.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N117-14, которым Корецкий А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ шестого созыва по многомандатному избирательному округу N244, - отказать.
Взыскать с Токарева С.В. в пользу Корецкого А.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 (Пятнадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.