Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Федоровой Ю.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-138/2019 по административному исковому заявлению Морозова И.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-32 о регистрации Кузнецовой А.Ю. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1,
установил:
решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 7 июля 2019 года Nр-40 Морозов И.В, зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 (л.д.6).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 6 июля 2019 года Nр-15 отказано в регистрации Кузнецовой А.Ю. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-32 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 6 июля 2019 года Nр-15 "Об отказе в регистрации кандидата" отменено (пункт 1); Кузнецова Анна Юрьевна зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 18 июля 2019 года в 10 часов 56 минут (пункт 2); избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава обязана выдать Кузнецовой А.Ю. удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 с указанием её даты и времени не позднее дня, следующего за днём принятия настоящего решения (пункт 3); решено направить копию настоящего решения заявителю, в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава (пункт 4); опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 5); контроль за исполнением настоящего решения возложен на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 6) (л.д.7-11).
Морозов И.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-32, ссылаясь на его необоснованность, исходя из следующего.
С учётом положений пункта 1 статьи 27, подпункта "в" пункта 7 статьи 24, абзаца второго пункта 1, подпункта "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, поскольку кандидатом Кузнецовой А.Ю. одновременно с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию не представлено решение избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" о её выдвижении кандидатом в депутаты по избирательному округу N1; в личном деле кандидата имеется выписка из протокола Конференции Санкт-Петербургского региональным отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", содержащая решение избирательного объединения о выдвижении кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N3, среди которых кандидат Кузнецова А.Ю. отсутствует; таким образом, решение избирательного объединения о выдвижении кандидата Кузнецовой А.Ю. кандидатом по многомандатному избирательному округу N1 в личном деле кандидата отсутствует; указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении кандидатом требований, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях", и в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункта "б" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" являлось достаточным основанием отказа в его регистрации.
Извещение о проведении конференции направлено по адресу местонахождения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава: г.Санкт-Петербург, проспект Московский, д.129, тогда как действительным адресом местонахождения этой избирательной комиссии является адрес: г.Санкт-Петербург, Свеаборская ул, д.7.
Кроме того, извещение о проведении конференции, отправленное посредством электронной почты по адресу: mcmo44@yandex.ru, направлено не по надлежащему адресу избирательной комиссии (таким является адрес электронной почты: ikmo.mz@yandex.ru).
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, неправомерно не учтены Санкт-Петербургской избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения.
Административный истец Морозов А.В. в судебное заседание не явился, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.32), ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.37-40).
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О, действующий на основании доверенности от 19 марта 2019 года, в судебное заседание явился, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссией полномочий; обстоятельства, послужившие основанием для принятия избирательной комиссией муниципального образования решения об отказе в регистрации Кузнецовой А.Ю, не подтверждаются; кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования представлены все документы, необходимые для его регистрации кандидатом.
Заинтересованное лицо Кузнецова А.Ю, а также её представитель Карманов П.А, действующий по ходатайству и допущенный к участию в деле протокольным определением Санкт-Петербургского городского суда от 26 июля 2019 года, в судебное заседание явились, поддержали позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии, представили возражения на административный иск, в которых полагают оспариваемое решение не подлежащими отмене (л.д.94-96).
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава Ефимов И.Е, действующий на основании доверенности от 24 июля 2019 года, в судебное заседание явился, требования административного искового заявления полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что в представленных кандидатом документах избирательной комиссией выявлены недостатки, о которых своевременно уведомлена Кузнецова А.Ю, не исправившая их в установленный срок.
Также представитель избирательной комиссии муниципального образования указал на то, что в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", избирательная комиссия муниципального образования вправе была принять такое решение; оснований для его отмены у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось.
С учётом изложенного, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Из материалов административного дела усматривается, что 26 июня 2019 года Кузнецова А.Ю. обратилась в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 (на 1 листе) (л.д.65).
Также с заявлением Кузнецовой А.Ю. представлены следующие документы: копия паспорта (на 2 листах), копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом) (на 1 листе), копия документа, подтверждающих сведения об основном месте работы (справка на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 1 листе), внешний носитель информации Flash с документами в машиночитаемом виде (1+2), свидетельство о заключении брака на 1 листе (7 листов в бумажном виде, 3 листа в электронном виде) (л.д.45-47, 62-64).
Кандидатом Кузнецовой А.Ю. 27 июня 2019 года в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава дополнительно представлен первый финансовый отчёт кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования (на 3 листах), выписка из лицевого счёта (на 1 листе), а также флешка, справка об открытии счёта (л.д.48-49, 76-77, 83).
3 июля 2019 года во исполнение извещения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава Кузнецовой А.Ю. представлено заявление, с которым кандидат представила заявление о согласии баллотироваться в машиночитаемой форме на электронном носителе (л.д.85).
Также кандидатом 4 июля 2019 года на основании сопроводительного письма представлены в эту же избирательную комиссию следующие документы: заявление с просьбой уточнения для финансового отчёта, заявление о согласии баллотироваться в машиночитаемой форме на электронном носителе (USB-флешка), заявление (л.д.86-87).
Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава для принятия решения от 6 июля 2019 года Nр-15 об отказе в регистрации Кузнецовой А.Ю. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 послужило то, что порядок её выдвижения, представленные ею необходимые для регистрации кандидата документы не соответствуют требованиям статей 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" (л.д.88).
В частности, указано, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава не была надлежащим образом извещена о проведении мероприятий по выдвижению кандидатов, так как поступившее в избирательную комиссию извещение от 18 июня 2019 года N119 не содержит сведений о конкретной дате, времени и месте проведения конференции избирательного объединения в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N235/1486-6; помимо этого было установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом указано название избирательного округа, не соответствующее утверждённой схеме избирательных округов (л.д.88).
Кузнецовой А.Ю, Санкт-Петербургским региональным отделением политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" 10 июля 2019 года подана жалоба в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию на решение от 6 июля 2019 года (л.д.41-43).
18 июля 2019 года Санкт-Петербургской избирательной комиссией по жалобе Кузнецовой А.Ю. и Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение от 6 июля 2019 года Nр-15 принято решение N118-32 (далее решение от 18 июля 2019 года N118-32).
Данным решением установлено, что 19 июня 2019 года в Муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава поступило извещение о проведении конференции избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", в котором указано, что избирательное объединение 21 июня 2019 года, 25 июня 2019 года, 27 июня 20119 года, 1 июля 2019 года, 5 июля 2019 года, 6 июля 2019 года в 19 часов 00 минут по адресу: г..Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, проводит конференцию по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в том числе кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава; 19 июня 2019 года в адрес избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" поступила телеграмма с извещением аналогичного содержания; 22 июня 2019 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава по электронной почте была уведомлена о проведении конференции избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", которая состоится 25 июня 2019 года в 19 часов 00 минут по адресу: г..Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13; извещение поступило в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава в установленный законом срок - не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах одного населённого пункта, в котором
расположена избирательная комиссия; каких-либо требований по форме извещения закон не содержит; таким образом, Санкт-Петербургская избирательная комиссия полагает, что доводы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава о не извещении избирательной комиссии о проведении конференции, являются необоснованными; указание в заявлении о согласии баллотироваться в наименование муниципального образования слова "пятимандатный" вместо "многомандатного" не препятствует однозначному восприятию наименования муниципального образования"; все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва Кузнецовой А.Ю. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава представлены (л.д.89-93).
Оценивая законность оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, суд исходит из следующего.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Рассматривая по существу жалобу кандидата Кузнецовой А.Ю. и регионального отделения политической партии, выдвинувшей её на выборы депутатов в орган местного самоуправления, на решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации, Санкт-Петербургская избирательная комиссия реализовала полномочия, предоставленные пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом без превышения предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
Оценивая довод административного истца о не извещении Санкт-Петербургским региональным отделением "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" избирательной комиссии о времени и месте проведения мероприятия по выдвижению кандидатов в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава, суд принимает во внимание следующее.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее Закон о политических партиях) определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из представленных документов усматривается следующее.
В избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава 18 июня 2019 года избирательным объединением Санкт-Петербургского регионального отделения "Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" направлено извещение (исх.N119), поступившее в Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава 19 июня 2019 года (вх.N216), что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции (л.д.50, 73, 97).
Согласно реестру входящей корреспонденции в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава указанное извещение поступило 21 июня 2019 года, принято сотрудником Алисаровой А.Е. (запись в графе N2) (л.д.74).
Также подписью председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава Середа С.О. засвидетельствовано получение данного извещения 21 июня 2019 года (л.д.98).
Посредством электронной почты с адреса: spb@yabloko.ru на адрес электронной почты mcmo44@yandex.ru (л.д.52, 102), 22 июня 2019 года направлено извещение, содержащее в себе информацию о том, что 25 июня 2019 года в 19 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава.
Также 19 июня 2019 года Председателем Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Кузнецовой Е.М. направлена телеграмма в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (по адресу: г.Санкт-Петербург, проспект Московский, д.129) (л.д.101), через УФПС г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области филиал ФГУП "Почта России", о том, что 21, 25 и 27 июня 2019 года, 1, 5 и 6 июля 2019 года в 19 часов по адресу: Санкт-Петербург, ул.Шпалерная, д.13, состоится конференция Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО", на которой будут выдвинуты кандидаты в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава (л.д.101); телеграмма не доставлена, содержится следующая запись в телеграмме: "кегли, пока организации нет, вручать некому" (оператор Обовенская) (л.д.51, 99).
Таким образом, требования подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, возлагающего на региональные отделения партий обязанность извещать в установленные законом сроки избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в депутаты, в данном случае соблюдены Санкт-Петербургским региональным отделением Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО".
То обстоятельство, что в одном из извещений о проведении конференции указано несколько календарных дат, в которые планируется выдвижение кандидатов, не умаляет вывод суда о надлежащем извещении избирательной комиссии муниципального образования, поскольку с заявлением об указании конкретной даты проведения конференции по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты в данный представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования в региональное отделение партии не обращалась.
Достоверность адреса электронной почты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава (e-mail: mcmo44@yandex.ru) участвующими в деле лицами не оспаривается; оснований полагать, что представительный орган местного самоуправления не передал данное извещение в избирательную комиссию муниципального образования, у суда не имеется, поскольку полученное муниципальным советом ранее по почте извещение было передано в избирательную комиссию муниципального образования (л.д.73, 74).
При этом суд учитывает, что определение суда об истребовании от избирательной комиссии муниципального образования документов направлено судом по указанному адресу электронной почты и получено адресатом; такие документы избирательной комиссией суду были представлены.
Ссылка на то, что телеграмма о проведении конференции направлена по иному адресу г.Санкт-Петербург, проспект Московский, д.129, а не по адресу местонахождения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава (г.Санкт-Петербург, ул.Свеаборская, д.7), является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 1 решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 19 июня 2019 года N2-1 (л.д.103) местом размещения избирательной комиссии установлен адрес: Санкт-Петербург, проспект Московский, д. 129, 1 этаж, помещение 174Б.
Суд учитывает и то, что осведомлённость избирательной комиссии о проведении избирательным объединением конференции по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты не позднее 21 июня 2019 года подтверждается подписью председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава Середа С.О. о получении такого извещения (л.д.98).
Не может быть принята ссылка представителя избирательной комиссии муниципального образования на то, что извещение от Санкт-Петербургского регионального отделения Российской объёдинённой демократической партии "ЯБЛОКО" о проведении конференции поступило раньше даты назначения выборов (22 июня 2019 года), поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения, при том положении, что избирательным объединением кандидаты в депутаты указанного представительного органа местного самоуправления выдвинуты после назначения выборов (26 июня 2019 года).
Оценивая довод административного иска о том, что с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию кандидатом не представлено решение избирательного объединения Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" о выдвижении Кузнецовой А.Ю. кандидатом в депутаты по избирательному округу N1, суд принимает во внимание следующее.
Данный документ представлен кандидатом Кузнецовой А.Ю. дополнительно 27 июня 2019 года (л.д.83).
Пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации предусмотрено, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу (подпункт "в"); документ, подтверждающий согласование соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения (подпункт "г").
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней (пункт 9 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Согласно подпункту "в" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Из выписки из протокола третьего этапа XVIII Конференции Санкт-Петербургского регионального отделения Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО" от 26 июня 2019 года усматривается, что в повестку дня включён вопрос о выдвижении кандидатов в депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; Кузнецова А.Ю. выдвинута вышеуказанным избирательным объединением в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава по многомандатному избирательному округу N 1 (л.д.100).
При этом из представленных на основании определения суда документов не следует, что решение от 26 июня 2019 года о выдвижении Кузнецовой А.Ю, принятое Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", было представлено кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования при подаче им 26 июня 2019 года заявления о согласии баллотироваться.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представитель избирательной комиссии муниципального образования пояснил, что решение избирательного объединения о выдвижении Кузнецовой А.Ю. кандидатом в депутаты по другому избирательному округу N 2 представлен кандидатом 27 июня 2019 года; в личном деле кандидата в депутаты Кузнецовой А.Ю. это решение находилось.
Из обжалуемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что все документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Кузнецовой А.Ю. в избирательную комиссию муниципального образования представлены; Санкт-Петербургской избирательной комиссией представленные документы изучены.
Таким образом, поскольку в заявлении о согласии баллотироваться кандидат Кузнецова А.Ю. указала на выбор избирательного округа - избирательный округ N1; представленное кандидатом решение от 26 июня 2019 года, принятое Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объёдинённая демократическая партия "ЯБЛОКО", о выдвижении Кузнецовой А.Ю. по избирательному округу N1 принято избирательной комиссией муниципального образования; каким-либо доказательствами это обстоятельство не опровергнуто; довод о предоставлении кандидатом такого решения по избирательному округу N2 не подтверждён; снований для отказа в регистрации кандидата по данному основанию не имелось.
Довод представителя избирательной комиссии муниципального образования о необходимости предоставления решения регионального отделения политической партии о выдвижении одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, не является основанием для удовлетворения иска.
По смыслу положений пункта 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N303-46 окружная избирательная не вправе принять решение регионального отделения политической партии отдельно от заявления кандидата о согласии баллотироваться.
Следовательно, избирательная комиссия муниципального образования, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, должна была отказать Кузнецовой А.Ю. в принятии решения регионального отделения политической партии, предоставленного 27 июня 2019 года.
Поскольку избирательной комиссией муниципального образования от кандидата Кузнецовой А.Ю. после подачи ею заявления о согласии баллотироваться, но в течение 20 дней со дня обнародования решения о назначении выборов, принято решение регионального отделения политической партии о её выдвижении кандидатом и выдано подтверждение о его принятии; письменного решения об отказе в принятии этого документа не выносилось; это решение имелось в личном деле кандидата на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии по разрешению вопроса о регистрации кандидата; у избирательной комиссии муниципального образования, равно как и у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации данного кандидата по мотиву отсутствия решения о выдвижении.
Довод представителя избирательной комиссии муниципального образования о том, что нотариально удостоверенная копия о государственной регистрации избирательного объединения представлена кандидатом, у которого в настоящее время оспаривается наличие пассивного избирательного права, не может быть принят судом, поскольку на дату принятия от Кузнецовой А.Ю. заявления о согласии баллотироваться у избирательной комиссии муниципального образования копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения имелась; поскольку такой документ избирательной комиссией был принят, то не имеет правового значения в рамках рассмотрения данного дела довод о представлении такого документа ненадлежащим лицом.
На иные нарушения порядка регистрации кандидата Кузнецовой А.Ю. административный истец не ссылается и такие нарушения при рассмотрении настоящего административного дела не установлены.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
Заинтересованным лицом Кузнецовой А.Ю. в ходе судебного разбирательства заявлено ходатайство о взыскании с административного истца расходов, затраченных им на представителя, в сумме 15 000 рублей, которое мотивировано тем, что между Кузнецовой А.Ю. и Кармановым П.А. 24 июля 2019 года заключён договор об оказании юридической помощи (л.д.108).
Пунктом 1 договора предусмотрено, что по настоящему договору доверитель поручает, а поверенный обязуется оказать доверителю юридическую помощь, которая включает в себя подготовку письменных возражений на административное исковое заявление по делу N3а-138/2019 в Санкт-Петербургском городском суде, подготовку необходимых заявлений и ходатайств, представление интересов доверителя в суде первой инстанции по указанному административному делу (л.д.108).
Оплата услуг представителя Кузнецовой А.Ю. осуществлена в полном объёме в размере 15 000 рублей в соответствии с пунктом 3 договора от 24 июля 2019 года, что подтверждается распиской Карманова П.А. от 24 июля 2019 года (л.д.108).
В связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам о защите избирательных прав граждан, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Положения пункта 4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" допускает взыскание судебных издержек, понесённых заинтересованными лицами (статья 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.
В пунктах 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесённые лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
При определении разумности могут учитываться объём заявленных требований, цена иска, сложность дела, объём оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из разъяснений, данных в пункте 11 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N1 следует, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов (часть 3 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В заседании суда на неразумность заявленной суммы расходов никто из участвующих в деле лиц не ссылался.
С учётом объёма проделанной представителем заинтересованного лица Кузнецовой А.Ю. работы (явка в судебное заседание 26 июля 2019 года, составление возражений на административное исковое заявление); характера разрешённого спора; сокращённых сроков его рассмотрения и разрешения, что требует со стороны представителя оперативности в подготовке к судебному разбирательству по делу; основания для снижения заявленной суммы расходов отсутствуют.
Поскольку судебное постановление по данному делу принято в пользу административного ответчика, на стороне которого было привлечено заинтересованное лицо Кузнецова А.Ю.; то с административного истца, инициировавшего данное административное дело и не доказавшего обоснованность заявленных требований, подлежит взысканию в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя заявленная Кузнецовой А.Ю. сумма в размере 15 000 рублей.
Такая сумма оплаты расходов представителя по рассмотренному делу, по мнению суда, будет лишена признаков чрезмерности, при том положении, что ходатайство о её снижении и доказательств несоразмерности (неразумности) данной суммы административным истцом не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Морозова И.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 18 июля 2019 года N118-32 - отказать.
Взыскать с Морозова Игоря Вячеславовича в пользу Кузнецовой А.Ю. расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 (Пятнадцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.