Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. N 78-АПА19-43 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Долженко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Беличенко В. В.ча о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 120-14 от 22 июля 2019 года "О жалобе Потякина А.А. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отказе в регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва",
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 19 июня 2019 года N 289 выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д.68).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 10 июля 2019 года N 16-5 отказано в регистрации Потякина А. А, выдвинутого "Санкт-Петербургским региональным объединением Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 240 (л.д. 12-14).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Потякина А.А. и 22 июля 2019 года принято решение N 120-14, которым комиссия решила:
решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 10 июля 2019 года N 16-5 "Об отказе в регистрации Потякина А. А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному округу N 240" отменить (пункт 1);
обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское повторно рассмотреть вопрос и зарегистрировать Потякина А. А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному округу N 240 (пункт 2);
направить копию решения заявителю, в ИКМО Смольнинское (пункт 3);
опубликовать решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 4);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии "... " А.В. (пункт 5) (л.д.6-9).
Беличенко В.В, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по тому же избирательному округу (л.д.15,16), обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить вышеуказанное решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 10 июля 2019 года N 16-5 у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку среди документов, представленных Потякиным А.А. для уведомления о выдвижении и регистрации на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Потякина А.А, отсутствовали необходимые документы: справка с места работы кандидата, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Также административный истец ссылался на то, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия, обязав избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское зарегистрировать Потякина А.А. кандидатом в депутаты, фактически лишила последнюю права самостоятельного рассмотрения данного вопроса.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское,в судебном заседании полагал требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Потякин А.А. в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.23,25), в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Потякина А.А.
Вместе с тем, обязав избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское повторно рассмотреть вопрос и зарегистрировать кандидата, Санкт-Петербургская избирательная комиссия предопределиларешение избирательной комиссии муниципального образования, что не может быть признано соответствующим вышеприведённым предписаниям федерального законодательства.
Отсутствовали у Санкт-Петербургской избирательной комиссии и законные основания для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отказе в регистрации кандидата Потякина А.А. в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата" (пункт "в");
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых указаны сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).
В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится форма, по которой представляются указанные сведения.
Аналогичные положения содержаться в пункте 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Из материалов дела следует, что Потякин А.А. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако, не заполнил графы о наличии в собственности земельных участков, жилых домов, дач, гаражей, иного недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества (л.д. 37, 46).
Избирательная комиссия 6 июля 2019 года уведомила Потякина А.А. об указанном недостатке посредством телефонограммы, а 8 июля 2019 года - вручив письменное извещение (л.д. 59, 60).
Надлежащий документ, содержащий все необходимые сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, представлен Потякиным А.А. в избирательную комиссию только 9 июля 2019 года (л.д. 61, 67).
Вместе с тем, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидату предоставлено право на внесение уточнений и дополнений в представленные документы не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Согласно пункту 2 статьи 11.1 названного федерального закона, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в этом же федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Учитывая, что заседание избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Потякина А.А, было назначено на 10 июля 2019 года, последним днем для уточнений и дополнений в документы, содержащие сведения о кандидате, являлось 8 июля 2019 года.
Поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Потякина А.А, в представленном им для уведомления о выдвижении и регистрации документе отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии об отказе в регистрации Потякина А.А. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва на основании подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 данного федерального закона является законным.
В заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (пункт 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Вместе с таким заявлением представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), что следует из подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Аналогичные положения содержаться в подпункте "б" пункта 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
В заявлении о согласии баллотироваться Потякин А.А. указал основное место работы - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт непрерывного образования взрослых" и занимаемую должность - исполняющий обязанности ректора (л.д. 39). В подтверждение данных сведений, Потякин А.А. приложил к заявлению справку, выданную указанным учреждением (л.д. 44). Из справки следует, что она выдана 27 июля 2019 года, в то время как заявление о согласии баллотироваться с данной справкой представлены в избирательную комиссию 1 июля 2019 года (л.д. 37-38, 39).
Указание в справке с места работы в качестве даты её выдачи даты, которая не наступила, избирательная комиссия обоснованно расценила как непредставление документа и пришла к выводу о наличии предусмотренного пунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены законного решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отказе в регистрации кандидата Потякина А.А, в связи с чем, административные иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Беличенко В. В.ча удовлетворить.
Признать незаконным решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 120-14 от 22 июля 2019 года "О жалобе Потякина А.А. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское об отказе в регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.