Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2019 г. N 78-АПА19-46 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Долженко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артамонова Д. С. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-53 "О жалобе Сурикова Ю. Ю.ча на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва",
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 от 19 июня 2019 года N 8 выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д. 23).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 от 19 июля 2019 года N 117 отказано в регистрации Сурикова Ю. Ю.ча, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212 (л.д. 73).
Санкт-Петербургской избирательной комиссией рассмотрена жалоба Сурикова Ю. Ю.ча и 31 июля 2019 года принято решение N 125-53, которым комиссия решила:
отменить решение ИКМО N72 от 19 июля 2019 года N117 "Об отказе в регистрации Сурикову Ю. Ю.чу кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212" (пункт 1);
зарегистрировать Сурикова Ю. Ю.ча кандидатом в депутаты МС МО N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212 31 июля 2019 года в 17 часов 45 минут (пункт 2);
выдать Сурикову Ю. Ю.чу удостоверение о регистрации кандидатом в депутаты МС МО N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212 с указанием ее даты и времени не позднее дня, следующего за днем принятия настоящего решения (пункт 3);
направить копию настоящего решения заявителю, в ИКМО N 72 (пункт 4);
опубликовать в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургский избирательной комиссии" (пункт 5);
контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 6).
Артамонов Д.С, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Сурикова Ю.Ю. и принятия решения о его регистрации у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку среди документов, представленных Суриковым Ю.Ю. для уведомления о выдвижении и регистрации имелись оформленные с нарушением установленных требований (заявление о согласии баллотироваться и документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах), а документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, отсутствовал. Также административный истец ссылался на представление Суриковым Ю.Ю. недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии, заинтересованное лицо Суриков Ю.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72, в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 16, 19), в связи с чем, руководствуясь частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного иска отказать, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Сурикова Ю.Ю.
Вместе с тем, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали законные основания для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 об отказе в регистрации кандидата Сурикова Ю.Ю. в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлены аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата.
Статьей 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых указаны сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).
В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится форма, по которой представляются указанные сведения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Из материалов дела следует, что Суриков Ю.Ю. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако, не заполнил графы о наличии в собственности земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, иного недвижимого имущества (л.д. 27). Не заполнены Суриковым Ю.Ю. так же графы о наличии денежных средств и драгоценных металлов, находящихся на счетах (во вкладах) в банках, о наличии ценных бумаг, и об ином участии в коммерческих организациях, в связи с чем, Суриковым Ю.Ю. данные сведения не представлены.
Также согласно примечанию "4" к указанной форме сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва опубликовано в июне 2019 года, следовательно, кандидат Суриков Ю.Ю. должен был указать сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 1 июня 2019 года. Однако, такие сведения указаны Суриковым Ю.Ю. по состоянию на 1 июля 2019 года.
Поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Сурикова Ю.Ю. в представленном им для уведомления о выдвижении и регистрации документе отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имелись предусмотренные подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 названного федерального закона). Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей (пункт 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга").
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 от 24 июня 2019 года N5 для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... необходимо представить 14 достоверных подписей избирателей.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из сравнительного анализа подписных листов, представленных Суриковым Ю.Ю. в избирательную комиссию, и форме подписного лица согласно Приложения 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следует, что все подписные листы не соответствуют установленной форме, а именно: отсутствует указание на дату голосования.
Таким образом, все подписные листы оформлены не в соответствии с требованиями закона, и в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными. Отсутствие действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата, согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 об отказе в регистрации кандидата Сурикова Ю.Ю, равно как и для его регистрации, в связи с чем, административные иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Артамонова Д. С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от "дата" N... "О жалобе Сурикова Ю. Ю.ча на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.