Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Егоровой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-169/2019 по административному исковому заявлению Старикова А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N125-66-3 "О жалобе Ждамирова В.А. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N29",
установил:
решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года (л.д.69).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 1 ноября 2018 года N75-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский на Территориальную избирательную комиссию N 29" возложены со дня принятия настоящего решения полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский на Территориальную избирательную комиссию N 29 состава 2016-2021 года (л.д.72-73).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 ноября 2018 года N76-4 "О внесении изменений в решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 1 ноября 2018 года N75-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский на Территориальную избирательную комиссию N 29" полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский возложены на Территориальную избирательную комиссию N 29 до истечения срока полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский 2017 - 2022 годов (л.д.70-71).
Решением Территориальной избирательной комиссии N29 от 24 июня 2019 года N62-2.15 сформирована, среди прочих, окружная избирательная комиссия по многомандатному избирательному округу N 226 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва и утверждён её персональный состав (л.д.62-68).
Решением Территориальной избирательной комиссии N29 от 12 июля 2019 года N66-12 полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 226 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N29 (л.д.60-61).
Решением Территориальной избирательной комиссии N29 от 23 июля 2019 года N74-15 Стариков А.В, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 (л.д.12-14).
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 от 9 июля 2019 года N6/13 Ждамирову В.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N125-66-3 решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 от 9 июля 2019 года N6/13 отменено (пункт 1); признано незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии N29, выразившееся в не принятии решения по жалобе Ждамирова В.А, поступившей в Территориальную избирательную комиссию N29, в порядке, предусмотренном пунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в установленный пунктом 4 статьи 78 этого закона срок (пункт 2); Ждамиров В.А, выдвинутый избирательным объединением "Региональной отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 31 июля 2019 года в 18 часов 23 минуты (пункт 3) (л.д.5-11).
Стариков А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N125-66-3, указывая, что при его принятии Санкт-Петербургской избирательной комиссией не учтено непредставление Ориным М.Н. нотариально удостоверенной копии о государственной регистрации избирательного объединения, что противоречит положениям подпункта "в" пункта 4 статьи 29, подпункта "а" пункта 7 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" и являлось достаточным основанием для отказа в его регистрации.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещён судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.36-37), своего представителя не направил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем суд определилрассмотреть дело в его отсутствие в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Березин А.В, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; кандидатом в окружную избирательную комиссию представлены все документы, необходимые для его регистрации.
Заинтересованное лицо Ждамиров В.А. в судебное заседание явился, поддержал позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Председатель Территориальной избирательной комиссии N29, Серебренникова Д.Р, в судебное заседание явилась, полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Рассматривая по существу жалобу кандидата Ждамирова В.А. на решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации, Санкт-Петербургская избирательная комиссия реализовала полномочия, предоставленные пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом без превышения предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
Оценивая довод истца о непредставлении кандидатом нотариально удостоверенной копии свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа; б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения; в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу; г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 14.5 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять (пункт 14.6 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Из материалов дела усматривается, что Ждамиров В.А. обратился в окружную избирательную комиссию по многомандартному избирательному округу N226 29 июня 2019 года с заявлением о согласии баллотироваться (л.д.90). Одновременно с заявлением кандидатом Ждамировым В.А. представлены следующие документы: копия паспорта (на 3 листах), копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом) (на 1 листе), копия документа, подтверждающая сведения об основном месте работы (справка) (на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 1 листе), решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата (на 1 листе), внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (CD-R диск) (л.д.90-91); всего восемь документов с CD-R диском.
Данные документы приняты от кандидата 29 июня 2019 года в 12 часов 15 минут, что следует из подтверждения о получении документов о выдвижении кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципипального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 от Ждамирова В.А. (л.д.90-92).
В то же время, по данному избирательному округу от этого же избирательного объединения выдвинут в качестве кандидата в депутаты муниципального совета Андронов Е.Е, который обратился в окружную избирательную комиссию по многомандатному избирательному округу N226 также 29 июня 2019 года.
Кандидатом Андроновым Е.Е. в окружную избирательную комиссию представлены следующие документы: заявление о согласии баллотироваться (на 1 листе), копия паспорта (на 4 листах), копия документа, подтверждающая сведения об основном месте работы (справка) (на 1 листе), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (на 1 листе), нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения (на 1 листе), решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата (на 1 листе), внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (CD-R диск) (л.д.90-91); всего девять документов с CD-R диском (л.д.113-114). Документы от кандидата Андронова Е.Е. приняты окружной избирательной комиссией 29 июня 2019 года в 11 часов 37 минут.
Таким образом, факт представления кандидатом Андроновым Е.Е. нотариальной копии свидетельства о государственной регистрации регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" в окружную избирательную комиссию судом установлен.
Поскольку нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения представлена первым кандидатом в депутаты (кандидатом Андроновым Е.Е. 29 июня 2019 года в 11 часов 37 минут) по тому же избирательному округу, то в соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Ждамиров В.А. (по состоянию на 29 июня 2019 года на 12 часов 15 минут) освобождался от повторного представления указанного свидетельства.
Таким образом, обоснованность довода административного иска о не представлении кандидатом Ждамировым В.А. нотариально заверенной копии свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения не подтверждается. На иные нарушения порядка регистрации кандидата Ждамирова В.А. административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Старикова А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N125-66-3 "О жалобе Ждамирова В.А. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва по многомандатному избирательному округу N226 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Балканский шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N29", - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.