Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2019 г. N 78-АПА19-49 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Федоровой Ю.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-180/2019 по административному исковому заявлению Артамонова Д.С. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года "О жалобе Майстренко Ю.А. на решение избирательной комиссии муниципального образования N72 Санкт-Петербурга об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва",
установил:
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 от 19 июня 2019 года N 8 выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д.95).
Решением избирательной комиссии муниципального образования N72 Санкт-Петербурга от 19 июля 2019 года N120 отказано в регистрации Майстренко Ю.А, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212 (л.д.73-74).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года N126-83 решение избирательной комиссии муниципального образования N 72 от 19 июля 2019 года N120 отменено (пункт 1); Майстренко Ю.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 212 2 августа 2019 года в 17 часов 00 минут (пункт 2) (л.д.18-20).
Артамонов Д.С, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 по тому же избирательному округу (л.д.6), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что законных оснований для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования N 72 Санкт-Петербурга об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Майстренко Ю.А. и принятия решения о его регистрации у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось, поскольку среди документов, представленных Майстренко Ю.А. для уведомления о выдвижении и регистрации, имелись оформленные с нарушением установленных требований (заявление о согласии баллотироваться и документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах), а документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, отсутствовал.
Также административный истец ссылался на представление Майстренко Ю.А. недостаточного количества достоверных подписей избирателей, поскольку все представленные подписные листы являются недействительными ввиду отсутствия в них даты голосования.
Административный истец Артамонов Д.С. в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостилищева Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; кандидатом в окружную избирательную комиссию представлены все документы, необходимые для его регистрации.
Заинтересованное лицо Майстренко Ю.А. в судебное заседание явился, поддержал позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Председатель избирательной комиссии муниципального образования N72 Санкт-Петербурга Белов А.Г. в судебное заседание явился, полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Исходя из указанного, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Майстренко Ю.А.
Вместе с тем, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали законные основания для отмены решения избирательной комиссии муниципального образования 72 Санкт-Петербурга об отказе в регистрации кандидата Майстренко Ю.А. в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются:
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
Статьёй 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определён перечень документов, которые должны быть представлены вместе с заявлением о согласии баллотироваться, среди которых указаны сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе, совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).
В приложении 1 к приведённому Федеральному закону содержится форма, по которой представляются указанные сведения.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46.
Из материалов дела следует, что Майстренко Ю.А. представил в избирательную комиссию документ, содержащий сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, однако, не заполнил графы о наличии в собственности земельных участков, жилых домов, квартир, дач, гаражей, иного недвижимого имущества (л.д.33).
Не заполнены Майстренко Ю.А. так же графы о наличии иного имущества (ценных бумаг и об ином участии в коммерческих организациях).
Также согласно примечанию "4" к указанной форме сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва опубликовано в июне 2019 года, следовательно, кандидат Майстренко Ю.А. должен был указать сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 1 июня 2019 года. Однако такие сведения указаны Майстренко Ю.А. по состоянию на 1 июля 2019 года (л.д.33).
Поскольку на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Майстренко Ю.А, в представленном им для уведомления о выдвижении и регистрации документе отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имелись предусмотренные подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации основания для отказа в регистрации кандидата.
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 названного федерального закона). Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделённого на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей (пункт 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46).
В соответствии с решением избирательной комиссии муниципального образования 72 Санкт-Петербурга от 24 июня 2019 года N5 для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N212 необходимо представить 14 достоверных подписей избирателей.
Согласно пункту 8 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются и составляются согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Из сравнительного анализа подписных листов, представленных Майстренко Ю.А. в избирательную комиссию, и формы подписного листа согласно Приложению 8 к Закону об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, следует, что все подписные листы не соответствуют установленной законом форме, а именно: отсутствует указание на дату голосования (л.д.48-54).
Таким образом, все подписные листы оформлены не в соответствии с требованиями закона и в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации все подписи избирателей в этих подписных листах являются недействительными.
Отсутствие действительных подписей, необходимых для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 указанного нормативного правового акта.
Неосведомлённость кандидата Майстренко Ю.А. об установленной Законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации форме подписных листов, не освобождает его от соблюдения требований к внешней форме предъявляемых документов для выдвижения и регистрации в качестве кандидата.
Подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке в соответствии с пунктом 3 названной статьи.
Не могут быть приняты ссылки представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии на то, что заключение специалиста о проверке подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата не было представлено на заседание Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года, что исключало возможность проверить недействительность данных подписей.
В решении избирательной комиссии муниципального образования от 19 июля 2019 года об отказе в регистрации кандидата указаны иные основания для признания этих подписей недействительными, не требующие официального признания со стороны органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо эксперта; поскольку не умаляют вывод несоответствия всех подписных листов требованиям действующего закона, в силу чего все подписи в поддержку кандидата должны были быть признаны недействительными.
При этом суд учитывает, что в нарушение пункта 5 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, все подписи в поддержку кандидата Майстренко Ю.А. внесены в подписные листы в день уведомления им избирательной комиссии о выдвижении (3 июля 2019 года), что также свидетельствует об их недействительности.
Кроме того, суд признаёт обоснованность довода административного иска о том, что кандидатом Майстренко Ю.А. не представлен документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда.
Ссылка Майстренко Ю.А. на счёт-фактуру от 3 июля 2019 года N856 как платёжный документ по оплате изготовления подписных листов несостоятельна, поскольку из данного документа не следует целевое назначение платежа в сумме 120 рублей (л.д.59); назначение "печать черно-белая А4" не свидетельствует об оказании услуги по изготовлению подписных листов.
Равно, как и не свидетельствует об этом утверждение Майстренко Ю.А, сделанное им в ходе судебного разбирательства, о том, что услуга по изготовлению подписных листов была поименована как "копирование".
Суд учитывает, что в счёте-фактуре в качестве заказчика указан индивидуальный предприниматель Майстренко Ю.А, тогда как в силу в силу пункта 5 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации подписные листы должны изготавливаться за счёт средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
Доказательств оплаты изготовления подписных листов за счёт денежных средств избирательного фонда кандидата Майстренко Ю.А. не представлено.
В ходе судебного разбирательства Майстренко Ю.А. пояснил, что образец подписного листа ему выдали 3 июля 2019 года в избирательной комиссии муниципального образования; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, сданы 10 июля 2019 года; подписные листы оплачены первоначально 3 июля 2019 года путём оставления залога в наличных денежных средствах в ООО "КОПИРКА СПБ", а впоследствии 10 июля 2019 года путём безналичного перевода со специального избирательного счёта кандидата.
Кроме данного счёта-фактуры и выписки по специальному избирательному счёту о движении денежных средств Майстренко Ю.А. в избирательную комиссию муниципального образования не представил документ об оплате изготовления подписных листов за счёт средств избирательного фонда.
Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Майстренко Ю.А. указан адрес места своего жительства: "197010, Ленинградская обл, Тосненский р-н, гп Ульяновка, Пожарный пер, "адрес"".
Из отметки о регистрации в паспорте гражданина Российской Федерации кандидата следует, что Майстренко Ю.А. с "дата" зарегистрирован по адресу: "адрес", пгт Ульяновка, пер.Пожарный, "адрес"".
Объяснения Майстренко Ю.А, что наименование административно-территориальной единицы места его жительства изменилось, что подтверждается Уставом муниципального образования Ульяновское городское поселение Тосненского района Ленинградской области, принятым решением Совета депутатов от 28 мая 2014 года N170 в редакции решения Совета депутатов от 2 декабря 2015 года N56 (л.д.24-30), не опровергают недостоверность указанных сведений, которые подлежат указанию в соответствии с данными, имеющимися в паспорте гражданина Российской Федерации.
Поскольку доказательств представления в избирательную комиссию муниципального образования документа об изменении административного территориального устройства населённого пункта не представлено, то имеются основания полагать о ненадлежащем уведомлении избирательной комиссии о наличии разночтений в паспорте кандидата с отметкой о его месте жительства и действительным наименованием административно-территориальной единицы муниципального образования.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 об отказе в регистрации кандидата Майстренко Ю.А, равно как и для его регистрации, поскольку Санкт-Петербургская избирательная комиссия должна была перемотивировать основания для отказа, изложенные в решение избирательной комиссии муниципального образования, и оставить жалобу Майстренко Ю.А. без удовлетворения, в связи с чем административные иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Артамонова Д.С. удовлетворить.
Отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 2 августа 2019 года N 126-83 "О жалобе Майстренко Ю.А. на решение избирательной комиссии муниципального образования N 72 Санкт-Петербурга об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.