Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А,
при секретаре Колоцей И.А,
с участием прокурора Долженко А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Линдо Антона Валерьевича о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-65-7 "О жалобе Никулина А.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29",
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 от 19 июня 2019 года N 15 назначены выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва на 8 сентября 2019 года (л.д.34)
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 1 ноября 2018 года N 75-4 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 возложены на Территориальную избирательную комиссию N 29 (л.д.41).
Решением Территориальной избирательной комиссии N 29 от 24 июня 2019 года N 62-1.15 сформированы окружные избирательные комиссии по многомандатным избирательным округам, в том числе, по округу N 224 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва (л.д.37-40).
Решением Территориальной избирательной комиссии N 29 от 12 июля 2019 года N 66-12 полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов, в том числе N 224, по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва, возложены на Территориальную избирательную комиссию N 29 с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 (л.д.35-36).
Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа N 224 по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва принято решение от 09 июля 2019 года N 21 "Об отказе в регистрации Никулина Андрея Владимировича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224", которое обжаловано Никулиным А.В. в Территориальную избирательную комиссию N 29, осуществляющую полномочия Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75.
31 июля 2019 года Санкт-Петербургская избирательная комиссия приняла решение N 125-65-7 "О жалобе Никулина А.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29", которым решила:
решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 от 09 июля 2019 года N 21 "Об отказе в регистрации Никулина Андрея Владимировича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224" отменить (пункт 1);
признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии N 29, выразившееся в непринятии решения по жалобе Никулина А.В, поступившей в Территориальную избирательную комиссии N 29, в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в установленный пунктом 4 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок (пункт 2);
зарегистрировать выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА" Никулина Андрея Владимировича кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 31 июля 2019 года в 18 часов 18 минут (пункт 3);
выдать Никулину А.В. удостоверение зарегистрированного кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 ( пункт 4);
направить копию данного решения заявителю, в ТИК N 29 (пункт 5);
разместить настоящее решение на официальном сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии" (пункт 6);
контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (пункт 7) (л.д.42-48)
Линдо А.В, зарегистрированный кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 (л.д.17), обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии о регистрации Никулина А.В. кандидатом в депутаты по этому же избирательному округу, ссылаясь на то, что решение принято с нарушением порядка принятия и рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий, поскольку в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не поступала жалоба от Никулина А.В. ни по вопросу обжалования решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, ни по вопросу обжалования бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29, связанного с рассмотрением жалобы на отказ в регистрации кандидатом в депутаты.
Административный истец Линдо А.В. и его представитель А в суд явились, поддержали заявленные требования, дополнив свои доводы тем, что жалоба на решение об отказе в регистрации Никулина А.В. в качестве кандидата в депутаты подана в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с пропуском десятидневного срока, установленного пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель административного ответчика Е в суд явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что 22 июля 2019 года в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию в электронном виде по предлагаемой на официальном Интернет-портале Санкт-Петербургской избирательной комиссии форме поступила коллективная жалоба от лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", в том числе, заинтересованного лица.
Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N 29 Б. и С и заинтересованное лицо Никулин А.В. в суд явились, выразили несогласие с требованиями административного истца.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации (подпункт "а"), рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений (подпункт "к").
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействия) избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вышестоящая комиссия по итогам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействия) нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан, вправе отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным бездействие) и принять решение по существу.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" Комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге: осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1); рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18); рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона (подпункт 18-1)
Анализ приведенных норм федерального и регионального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействия) избирательных комиссий, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии, по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействия) избирательных комиссий муниципальных образований, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
Довод административного истца об отсутствии у Санкт-Петербургской избирательной комиссии правовых оснований для вынесения решения ввиду того, что Никулин А.В. не подавал жалобу на бездействие Территориальной избирательной комиссии N 29 по рассмотрению его жалобы на решение нижестоящей избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, и на само решение об отказе в регистрации кандидатом, подлежат отклонению в связи со следующим.
Из представленных Санкт-Петербургской избирательной комиссией документов следует, что Никулин А.В. 21 июля 2019 года обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29 (л.д.49-52).
Данное обстоятельство подтверждается также пояснениями Никулина А.В. в судебном заседании, согласно которым кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатным избирательным округам N 224, 225, выдвинутыми избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", которым было отказано в регистрации, было принято решение подать соответствующую коллективную жалобу, жалобу было поручено направить в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию в форме электронного документа одному из кандидатов; текст жалобы им был согласован, с жалобой он согласен, был уведомлен о заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии по рассмотрению его жалобы.
Таким образом, судом установлено, что волеизъявление на обжалование решения окружной избирательной комиссии и бездействие Территориальной избирательной комиссии N 29 Никулина А.В. было выражено в соответствующей жалобе, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в принятии этой жалобы к рассмотрению, в связи с чем порядок принятия оспариваемого решения не может быть признан нарушенным.
Исходя из принципа состоятельности и равноправия сторон, закрепленного в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
В судебном заседании 12.08.2019 года административный истец указал в качестве основания заявленных требований также пропуск административным истцом десятидневного срока для обращения в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой на решение окружной избирательной комиссии, отказавшей Никулину А.В. в регистрации кандидатом в депутаты.
Не соглашаясь с этими доводами, Санкт-Петербургская избирательная комиссия указала, что Никулин А.В. обратился 11.07.2019 года в Территориальную избирательную комиссию N 29 с жалобой на решение нижестоящей избирательной комиссии от 09.07.2019, то есть в течение установленного пунктом 2 статьи 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" десятидневного срока. Поскольку в течение установленного пунктом 4 статьи 78 этого же Федерального закона десятидневного срока решение по его жалобе не было принято, Никулин А.В. 21.07.2019 года обратился с жалобой в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, то есть с соблюдением сроков подачи жалобы.
В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" жалоба на решение избирательной комиссии, принятое в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 75 указанного Федерального закона, может быть подана в период избирательной кампании в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирован порядок принятия решений вышестоящими избирательными комиссиями по жалобам на решения, действия (бездействия) нижестоящих комиссий, нарушающие избирательные права граждан.
Поскольку оспариваемое решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-65-7 принято по результатам рассмотрения жалобы Никулина А.В. на бездействие Территориальной избирательной комиссии N 29, решение нижестоящей избирательной комиссии, то есть в соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в рассматриваемом случае подлежит применению правило о пятидневном сроке обращения в суд.
Принимая во внимание, что срок для подачи административного искового заявления является пресекательным, дополнительное основание к административному исковому заявлению о признании незаконным оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии по основанию пропуска срока для обращения с жалобой заявлено в суд административным истцом 12 августа 2019 года, т.е. за пределами срока подачи такого административного искового заявления, то оснований для оценки судом этого довода административного истца не имеется.
На иные нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы Никулина А.В... и его регистрации кандидатом в депутаты, административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Линдо Антона Валерьевича о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-65-7 "О жалобе Никулина А.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.