Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Федоровой Ю.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-188/2019 по административному исковому заявлению Линдо А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-65-4 "О жалобе Игнатьева О.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29",
установил:
решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 от 19 июня 2019 года N15 выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д.51).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 1 ноября 2018 года N75-4 "О возложении полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ 75 на Территориальную избирательную комиссию N 29" возложены со дня принятия настоящего решения полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 на Территориальную избирательную комиссию N 29 состава 2017-2022 годов (л.д.81).
Решением Территориальной избирательной комиссии N29 от 24 июня 2019 года N62-1.15 сформирована, среди прочих, окружная избирательная комиссия по многомандатному избирательному округу N 224 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 шестого созыва и утверждён её персональный состав (л.д.77-78).
Решением Территориальной избирательной комиссии N29 от 12 июля 2019 года N66-12 полномочия окружной избирательной комиссии по многомандатному избирательному округу N 224 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию N29 (л.д.75-76).
Окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва принято решение от 9 июля 2019 года N 19 "Об отказе в регистрации Игнатьева О.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224" (л.д.52-53).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N125-65-4 решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N224 от 9 июля 2019 года N19 отменено (пункт 1); признано незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии N29, выразившееся в не принятии решения по жалобе Игнатьева О.В, поступившей в Территориальную избирательную комиссию N29, в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в установленный пунктом 4 статьи 78 этого закона срок (пункт 2); Игнатьев О.В, выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА", зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N224 31 июля 2019 года в 18 часов 17 минут (пункт 3) (л.д.41-46).
Линдо А.В, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии о регистрации Игнатьева О.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N224.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии является незаконным, поскольку в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию не поступала жалоба от Игнатьева О.В. ни по вопросам обжалования бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29, связанного с рассмотрением его жалобы на решение окружной избирательной комиссии от 9 июля 2019 года N 19, ни по вопросам обжалования решения окружной избирательной комиссии N 224 об отказе в регистрации Игнатьева О.В. кандидатом в депутаты.
Таким образом, в отсутствие надлежаще поданной Игнатьевым О.В. жалобы избирательная комиссия рассмотрела вопрос о правах и обязанностях Игнатьева О.В, а так же вопрос о решениях и действиях (бездействии) окружной избирательной комиссии N224 и Территориальной избирательной комиссии N29 и вынесла обжалуемое решение, как полагает административный истец, при отсутствии соответствующих правовых оснований.
Административный истец Линдо А.В. в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Ероцкая И.В, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий и при наличии жалобы Игнатьева О.В.
Заинтересованное лицо Игнатьев В.О. в судебное заседание явился, поддержал позицию Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
Представитель Территориальной избирательной комиссии N29 Березин А.В, действующий по доверенности от "дата", в судебное заседание явился, полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
На основании подпункта "а" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Свои полномочия по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации реализует в соответствии с пунктом 11 статьи 23 названного Федерального закона, которым она наделена компетенцией по рассмотрению жалоб на решения избирательных комиссий внутригородских территорий города федерального значения, нарушающие избирательные права граждан при проведении выборов в органы местного самоуправления, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 данного Федерального закона, содержащим аналогичное предписание и возлагающим на избирательную комиссию, рассматривающую жалобы, обязанность принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.
Анализ приведённых норм федерального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что, что Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Игнатьева О.В.
Довод Линдо А.В. об отсутствии у Санкт-Петербургской избирательной комиссии правовых оснований для вынесения решения ввиду того, что Игнатьевым О.В. жалоба на решение окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва от 9 июля 2019 года N19 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, равно как и жалоба на бездействие Территориальной избирательной комиссии не подавались, подлежит отклонению в связи со следующим.
Из представленных Санкт-Петербургской избирательной комиссией документов следует, что Игнатьев О.В. 21 июля 2019 года обратился в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с жалобой на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва об отказе в регистрации кандидатом в депутаты и о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29 (л.д. 47-50).
Данное обстоятельство также подтверждается объяснениями Игнатьева О.В, представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии, данными в ходе судебного разбирательства.
Так Игнатьев О.В. в судебном заседании пояснил, что подать коллективную жалобу от имени 10 кандидатов, которым было отказано в регистрации, было принято единогласно, жалоба была направлена с адреса электронной почты одного из кандидатов, которому было поручено направить жалобу; с жалобой он согласен, был уведомлен о заседании Санкт-Петербургской избирательной комиссии по своей жалобе, и с принятым решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии также согласен.
Таким образом, волеизъявление на обжалование решения окружной избирательной комиссии и бездействие территориальной избирательной комиссии, Игнатьевым О.В. было выражено.
То обстоятельство, что жалобы была подана в форме электронного обращения и с адреса электронной почты другого кандидата, данный вывод суда не опровергает.
Кроме того, Игнатьевым О.В. 11 июля 2019 года лично была подана жалоба в Территориальную избирательную комиссию N 29 на решение окружной избирательной комиссии от 9 июля 2019 года N 19 (л.д.82-83).
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия рассмотрела жалобу Игнатьева О.В. и вынесла решение, предусмотренное подпунктом "б" пункта 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Таким образом, обоснованность довода административного иска не подтверждается, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закреплённого в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объёмом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
На иные нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы Игнатьева О.В. и его регистрации кандидатом в депутаты, административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Линдо А.В. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 июля 2019 года N 125-65-4 "О жалобе Игнатьева О.В. на решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва и признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии N 29", - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.