Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Вагановой А.А,
с участием прокурора Федоровой Ю.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-212/2019 по административному исковому заявлению Снегирева Р.А. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N 128-30 "О жалобе Курбатова В.В. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва",
установил:
решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка от 19 июня 2019 года N4-1 назначены выборы депутатов данного представительного органа местного самоуправления шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка от 21 июля 2019 года N1Р.2019 отказано в регистрации Курбатова В.В. кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 (л.д.12-18).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N128-30 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка от 21 июля 2019 года N1Р.2019 отменено (пункт 1); Курбатов Владимир Владимирович 6 августа 2019 года в 17 часов 28 минут зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N1 (пункт 2) (л.д.38-41).
Снегирев Р.А, зарегистрированный кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва по тому же избирательному округу, что и Курбатов В.В, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском, просит отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N128-30, ссылаясь на его необоснованность, поскольку Санкт-Петербургской избирательной комиссией при рассмотрении жалобы Курбатова В.В. на решение избирательной комиссии муниципального образования от 21 июля 2019 года N1Р.2019 не учтено, что Курбатовым В.В. не были представлены все необходимые документы для его регистрации. Так, кандидатом не представлены финансовые документы и документы об образовании; копия паспорта, документы об имуществе не заверены кандидатом. Кроме того, нарушен порядок выдвижения кандидата от избирательного объединения, что выражается в том, что решение о выдвижении принято не компетентным органом, при этом избирательным объединением не была извещена избирательная комиссия муниципального образования о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов в данный представительный орган местного самоуправления (л.д.92).
Административный истец Снегирев Р.А. в судебное заседание явился, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Гостищева Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что оспариваемое решение принято в пределах предоставленных Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочий; кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования представлены все документы, необходимые для его регистрации.
Заинтересованное лицо Курбатов В.В. в судебное заседание не явился, извещён судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.89-90).
Представитель заинтересованного лица, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка адвокат Алексеев М.А, действующий на основании ордера от "дата" и доверенности от "дата", в судебное заседание явился, полагает, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица, Санкт-Петербургского городского отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Дьячкова Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, просит в удовлетворении иска отказать, находит решение законным и обоснованным.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге:
осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1);
обеспечивает на территории Санкт-Петербурга реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов (подпункт 3);
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18).
рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Право выбора, какое именно решение должна принять избирательная комиссия субъекта федерации, законом предоставлено самой избирательной комиссии, рассматривающей жалобу.
При этом действующее избирательное законодательство не ограничивает избирательные комиссии субъектов Российской Федерации в перечне принимаемых решений по существу при рассмотрении жалоб на решения (действия, бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований.
Равно, как и не содержится нормы о невозможности принять решение, которым избирательной комиссии муниципального образования предписывается совершение действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере избирательных прав граждан.
Исходя из указанного, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Курбатова В.В. и принятию по ней решения.
При этом суд не находит правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным и его отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 1 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
В пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46) установлены основания для отказа в регистрации кандидата, перечень которых является исчерпывающим.
На основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 3 статьи 24 данного Закона; отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, иным законом для уведомления о выдвижении и(или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона, иного закона.
Оценивая довод административного истца о несоблюдении избирательным объединением требований закона об уведомлении избирательной комиссии муниципального образования о проведении мероприятий по выдвижению Курбатова В.В. кандидатом в депутаты указанного представительного органа местного самоуправления, суд принимает во внимание, что подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях" (далее Закон о политических партиях) определено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населённого пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населённого пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Согласно выписке из постановления VIII (внеочередного) Пленума Комитета Колпинского местного (районного) отделения Санкт-Петербургского городского отделения КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 июня 2019 года Курбатов В.В. выдвинут кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва (л.д.106).
Согласно нотариальному протоколу осмотра доказательств от 10 июля 2019 года, с адреса электронной почты первого секретаря Колпинского местного (районного) отделения КПРФ Швиммера П.А.: kolcom@list.ru на адрес электронной почты избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка: ikmo.petro-slavyanka@yandex.ru 26 июня 2019 года в 22 часа 27 минут было направлено уведомление о проведении избирательным объединением 28 июня 2019 года мероприятий по выдвижению кандидатов в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва (л.д.111-135).
Таким образом, избирательным объединением исполнено требование подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, а доводы о ненаправлении такого уведомления противоречат представленному протоколу осмотра доказательств и объективно ничем не подтверждены.
Суд находит несостоятельным и довод административного истца о том, что истец выдвинут неуполномоченным органом, Пленумом, в то время как по уставу партии полномочным органом по выдвижению кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления является Комитет местного (районного) отделения КПРФ.
Согласно пункту 5.8 Устава политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Комитет местного отделения КПРФ имеет право по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигать тайным голосованием кандидатов в депутаты и на иные выборные должности местного самоуправления.
Пунктом 5.9 Устава предусмотрено, что заседание Комитета проходит в форме Пленума. Решения Комитета принимаются в форме постановлений.
Таким образом, решение данного избирательного объединения о выдвижении Курбатова В.В, оформленное в виде выписки из постановления Пленума Комитета Колпинского местного (районного) отделения Санкт-Петербургского городского отделения КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, согласуется с вышеизложенными положениями Устава политической партии, им не противоречит.
Довод истца о непредоставлении Курбатовым В.В. в избирательную комиссию муниципального образования первого финансового отчёта и документа об образовании противоречит представленным избирательной комиссией копий документов из личного дела кандидата, из которых усматривается, что такие документы были представлены (л.д.59, 71-72).
Не может принять суд и довод истца о предоставлении кандидатом незаверенных им копий диплома и паспорта, как основания для отмены решения о регистрации, поскольку на такого рода нарушения избирательная комиссия муниципального образования в своём решении об отказе в регистрации не ссылалась; Санкт-Петербургская избирательная комиссия при принятии оспариваемого решения о регистрации исследовала личное дело кандидата Курбатова В.В. и таких нарушений не установила.
Кроме того, согласно подпунктам "а" и "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации вместе с заявлением о согласии баллотироваться представляются копия паспорта, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, а также заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию;
б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Пунктом 5 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично.
Аналогичные требования о личном предоставлении кандидатом данных документов указано в пункте 5 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
При таком положении, поскольку и паспорт, и диплом об образовании предоставлялся кандидатом в избирательную комиссию муниципального образования лично, то оснований полагать о незаверении кандидатом копий данных документов, изготовленных избирательной комиссии, при вышеизложенных обстоятельствах (их наличие в личном деле при принятии оспариваемого решения), у суда не имеется.
Таким образом, обоснованность доводов административного иска не подтверждается, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен.
Исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, закреплённого в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в рассматриваемом случае требования заявлены одним кандидатом против другого кандидата, обладающего таким же объёмом прав и обязанностей, в целях его исключения из избирательного процесса, суд связан основаниями и доводами заявленных требований.
На иные нарушения, допущенные при рассмотрении жалобы Курбатова В.В. и его регистрации кандидатом в депутаты, административный истец не ссылается.
При таких обстоятельствах, с учётом отсутствия правовых оснований для отмены оспариваемого решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии, административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Снегирева Р.А. об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 августа 2019 года N 128-30 "О жалобе Курбатова В.В. на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга посёлок Петро-Славянка шестого созыва" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.