Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2019 г. N 78-АПА19-52 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А,
при секретаре Сокуренко К.Г.
с участием прокурора Федоровой Ю.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черпаковой Екатерины Сергеевны об отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 августа 2019 года N 129-33 "О жалобе Артемеева Дмитрия Игоревича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва",
установил:
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 от 19 июня 2019 года N 8 выборы депутатов Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва назначены на 8 сентября 2019 года (л.д.98).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 от 24 июля 2019 года N138 отказано в регистрации Артемеева Д.И, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 214 (л.д.35).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 8 августа 2019 года N129-33 решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 от 24 июля 2019 года N 138 отменено (пункт 1); Артемеев Дмитрий Игоревич зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 214 8 августа 2019 года в 16 часов 58 минут (пункт 2) (л.д.101-104).
Черпакова Е.С, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрированная кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 по тому же избирательному округу (л.д.6-7), обратилась в суд с административным иском об отмене вышеуказанного решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает на то, что в заявлении о согласии баллотироваться Артемеева Д.И. не указана должность по месту работы, кандидатом представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии и заинтересованное лицо Артемеев Д.И. в судебное заседание явились, выразили несогласие с доводами искового заявления.
Председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 в судебное заседание явился, согласился с доводами административного искового заявления.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Пунктом 7 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или её должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 75 Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 18 декабря 2006 года N587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" комиссия осуществляет следующие полномочия, связанные с проведением выборов в органы государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов муниципальных советов, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, референдума Санкт-Петербурга, местного референдума в Санкт-Петербурге: осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (подпункт 1); рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (подпункт 18); рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных образований и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт 18-1).
Проанализировав приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления обязана рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) избирательной комиссии, независимо от их статуса на этих муниципальных выборах по отношению друг к другу и, не направляя жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения этой комиссии по итогам рассмотрения этих обращений, принять соответствующее мотивированное решение.
Исходя из указанного, Санкт-Петербургская избирательная комиссия в рассматриваемом случае обладала компетенцией по рассмотрению жалобы Артемеева Д.И.
Вместе с тем, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали законные основания для отмены решения нижестоящей избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Артемеева Д.И. и принятия решения о его регистрации кандидатом в депутаты в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 24 статьи 38 этого же Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделённого на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей (пункт 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" )
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 от 24 июня 2019 года N5 для регистрации кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа 72 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N214 необходимо представить 14 достоверных подписей избирателей (л.д.99).
Судом установлено, что кандидатом в депутаты Артемеевым Д.И. в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 представлено 18 подписей избирателей.
Из указанных подписей недействительными являются:
- подписи в подписных листах 2, 6 и 13 на основании подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом справки Управления по вопросам миграции отдела по Фрунзенскому району ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 31.07.2019 года N 15/29-885 (л.д.58-60); подпись в подписном листе 2 также на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона в связи с наличием неоговоренного исправления в дате внесения подписи кандидатом;
- подпись в подписном листе 16 на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей;
- подпись в подписном листе 18 на основании подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 названного Федерального закона, поскольку допущенные избирателем сокращения в написании своей фамилии, имени и отчества не позволяют идентифицировать данные о нем, в то время, как в силу пункта 5 статьи 38 указанного Федерального закона не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем, содержащихся в подписных листах, только такие сокращения слов, которые не препятствуют однозначному восприятию этих сведений.
Суд не может согласиться с доводами административного истца, что подлежит признанию недействительной также на основании подпункта "е" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись на подписном листе 5 на основании заключения эксперта-почерковеда от 31 июля 2019 года N 7/И/975-19, согласно которому даты в графе "дата внесения подписи" на листе 2 от имени Сорокиной Г.А. и на листе 5 от имени Алексеевой О.В. выполнены одним лицом (л.д.68). При этом, принимая во внимание, что при указанных выводах эксперта-почерковеда невозможно опровергнуть факт внесения подписи лично Алексеевой О.В, суд полагает возможным посчитать недействительной по этому основанию подпись от имени Сорокиной Г.А. на листе 2.
Также не может быть признана недействительной подпись на листе 2 на основании заключения эксперта о том, что дата и подпись от имени этого избирателя различаются по общим и частным признакам от даты и подписи от ее имени в аналогичных графах в подписных листах кандидата Майстренко Ю.А. (л.д.66), поскольку доказательств того, что подпись Сорокиной Г.А. учтена при определении достаточного количества достоверных подписей, поданных в поддержку кандидата Майстренко Ю.А, суду не представлено.
Суд не может принять и доводы административного истца о том, что в подписном листе 3 имеется неоговоренное исправление в дате выдачи паспорта лица, осуществляющего сбор подписей, поскольку, в данном случае имеется наложение записи текста вышерасположенной строки.
Таким образом, достоверными являются 13 из представленных подписей, что недостаточно для регистрации кандидата и является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Кроме того, как следует из заявления Артемеева Д.И. о согласии баллотироваться от 06 июля 2019 года, в нем не указана должность кандидата по месту работы (л.д.31-32), что является нарушением требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и основанием для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты на основании подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
То обстоятельство, что избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 не известила Артемеева Д.И. в соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выявлении неполноты сведений о кандидате в заявлении о согласии баллотироваться, указанный недостаток Артемеев Д.И. исправил, подав соответствующее заявление 06 августа 2019 года на заседании рабочей группы Санкт-Петербургской избирательной комиссии (л.д.100), не может являться основанием для регистрации указанного кандидата, поскольку ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
Кроме того, к 06 августа 2019 года уже истекли установленные пунктом 8 статьи 21, статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образования Санкт-Петербурга" сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации и устранения недостатков в этих документах; на день, предшествующий заседанию избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга избирательный округ N 72, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, указанный недостаток не был устранен.
При таких обстоятельствах у Санкт-Петербургской избирательной комиссии не имелось законных оснований для отмены решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 72 об отказе в регистрации кандидата Артемеева Д.И, равно как и для его регистрации, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемое незаконное решение, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Черпаковой Екатерины Сергеевны удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 августа 2019 года N 129-33 "О жалобе Артемеева Дмитрия Игоревича на решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 об отказе в регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 72 шестого созыва"
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья: Е.А.Витушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.