Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 13 июня 2019 года в судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Московского районного суда города Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года в отношении
Общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная управляющая компания",
ИНН 7810802735, ОГРН 1107847328467, юридический адрес: город Санкт-Петербург, ул. Малая Митрофаньевская, д. 4, литера А, офис 413;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по г. Санкт-Петербургу, главного государственного санитарного врача по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам N Ю 78-01-05/23-1242-18 от 6 августа 2018 г, ООО "Северо-Западная управляющая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.129-135).
Защитник Барташевич С.В. подал на данное постановление жалобу в Московский районный суд Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в территориальный отдел по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу.
Защитник Барташевич С.В. обратился с жалобой на решение судьи районного суда в Санкт-Петербургский городской суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1-30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2019 года, производство по жалобе защитника прекращено.
Защитник Барташевич С.В. обратился с жалобой на определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2019 года, в Верховный Суд Российской Федерации.
Решением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2019 года, определение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 31 января 2019 года отменено. Дело возвращено на новое рассмотрение в Санкт-Петербургский городской суд.
В жалобе, поданной в Санкт-Петербургский городской суд, защитник ООО "Северо-Западная управляющая компания" просит решение районного суда в части направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, ссылаясь на нарушения, допущенные должностным лицом, при составлении протокола об административном правонарушении, выразившиеся в не извещении юридического лица о дате его составления, считая, что в связи с установленными судом обстоятельствами, свидетельствующими о существенном нарушении процедуры производства по делу об административном правонарушении, выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица и без надлежащего извещения о времени и месте составления протокола, у суда отсутствовали основания для направления дела на новое рассмотрение. Наличие события правонарушения судьей надлежащим образом проверено не было.
Законный представитель ООО "Северо-Западная управляющая компания" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника и материалам дела, извещен надлежащим образом, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитник ООО "Северо-Западная управляющая компания" в Санкт-Петербургском городском суде доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, считаю решение судьи районного суда от 28 ноября 2018 года и постановление должностного лица от 6 августа 2018 г. подлежащими отмене по следующим основаниям.
Диспозицией статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статья 6.3 КоАП РФ находится в главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность".
Как следует из материалов дела, специалистами территориального отдела в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания" проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей. По результатам проверки составлен акт проверки о выявленных нарушениях обязательных требований санитарных норм. Основанием для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, составленном 06 августа 2018 года должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора выводы о том, что при проведении внеплановой выездной проверки выявлено не представление запрашиваемой программы производственного контроля по границе эксплуатационной ответственности жилого многоквартирного дома по адресу: СПб, ул. Краснопутиловская, д.113 к. 1 управляющей компанией ООО "Северо-Западная управляющая компания" (л.д. 98-105).
6 августа 2018 года начальником территориального отдела - Главным государственным санитарным врачом по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам В.О. в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания" вынесено постановление по делу об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Общество признано виновным в том, что 06.08.2018 г, в 12 часов по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д.113, к.1 лит. А при проведении внеплановой выездной проверки выявлено следующее: управляющей компанией не представлена запрашиваемая программа производственного контроля на границе эксплуатационной ответственности жилого многоквартирного дома по адресу: ул. Краснопутиловская д.113 к.1, что является нарушением п.2.2, 2.4, п.4.1, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения; п.2.2, п.4.5, п.4.6 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; п.1,3,5,6,7,12,18,19,21 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 10 от 06.01.15 г. " О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды".
Пунктами 2.4,4.2,4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с требованиями настоящих правил. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
В силу п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Из предоставленного ООО "Северо-Западная управляющая компания" договора управления многоквартирным домом N ТСН-1-2015 с ТСН "Клевер" от 07.04.2015 г. следует, что в обязанности управляющей компании ООО "Северо-Западная управляющая компания" входит в т.ч, осуществлять технический контроль качества предоставляемых поставщиками коммунальных услуг, контроль за состоянием общего имущества дома. Организовывать предоставление заказчику коммунальных услуг, возможность оплаты заказчиком коммунальных услуг, включающих в себе горячее и холодное водоснабжение, водоотведение. Согласно приложения 4 к договору управления многоквартирным домом N ТСН-1-2015 с ТСН "Клевер" от 07.04.2015 г.- определена балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность в отношении инженерных систем. Согласно указанного приложения по системе холодного и горячего водоснабжения, зоной балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "Северо-Западная управляющая компания" является: общие стояки, ответвления от стояков до первого отключающего устройства. Из чего следует, что ООО "Северо-Западная управляющая компания" является поставщиком холодного и горячего водоснабжения обслуживаемого жилого многоквартирного дома N 113 к.1 по Краснопутиловской ул.
Однако, ООО "Северо-Западная управляющая компания" в составе поступивших в Территориальный отдел документов, не представлена программа производственного контроля качества холодной питьевой воды и горячей воды в распределительной водопроводной сети (на границе эксплуатационной ответственности) обслуживаемого жилого многоквартирного дома N 113 к.1 по ул. Краснопутиловская, что является нарушением ст.11, 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.; п.2.2,2.4,п.4.1,4.2,4.7, СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения"; п.2.2, п.4.5, п.4.6 СанПин 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", изменение к СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", п.1,3,5,6,7,12,18,19,21 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 10 от 06.01.2015 г. " О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Ответственность за вышеперечисленные нарушения предусмотрена статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо пришел к выводу о правомерности квалификации действий Общества по ст.6.3 КоАП РФ и наличии в действиях ООО "Северо-Западная управляющая компания" состава вмененного административного правонарушения, положив в основу принятого решения протокол об административном правонарушении (л.д.98-105) и материалы проверки ООО "Северо-Западная управляющая компания".
Оспаривая факт совершения административного правонарушения, защитник управляющей организации указывает на отсутствие в ее действиях события и состава административного правонарушения, ссылаясь на договор холодного водоснабжения от 01.02.2016 года, заключенный между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ТСН "Клевер", а также на протокол общего собрания собственников помещений N 1 от 15.06.2018 года, которым принято решение о внесении платы за горячее водоснабжение индивидуально каждым собственником в ОАО "ТГК-1".
Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга, изучив доводы жалобы, исследовал доказательства по делу, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица в связи с существенным нарушением норм процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении, выразившихся в лишении законного представителя юридического лица возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен с участием заместителя генерального директора ООО "Северо-Западная управляющая компания" М.М, который по смыслу ч.2 ст.25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являлся законным представителем юридического лица, т.к. не относился в соответствии с законом или учредительными документами к органам управления юридического лица, действовал на основании общей доверенности, не содержащей полномочий защитника на представление интересов в производстве по делу об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют доказательства направления в адрес ООО "Северо-Западная управляющая компания" или его законного представителя уведомления о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и сведения о получении такого уведомления юридическим лицом.
Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении следует, что 06.08.2018 г. в 12 ч. 00 мин. составлен акт проверки N 78-01-05-26/655-18, одновременно в это же время, 06.08.2018 г. в 12 час. 00 мин. составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-01-05-1133 и в этот же день, 06.08.2018 г. в 15 час. 00 мин. должностным лицом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу ( ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также доводов защитника юридического лица, отсутствие объективных данных, подтверждающих своевременное направление в адрес ООО "Северо-Западная управляющая компания" извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания" протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя Общества.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении (дописки в протоколе, оформленные без участия привлекаемого к ответственности лица) является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Вывод о наличии или отсутствии данного административного правонарушения, вине юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, наличии или отсутствии смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, может сделать только на основании доказательств, указанных в ст. 26.2 КоАП РФ.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Из содержания приведенной выше нормы следует, что протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом по делу об административном правонарушении, а потому суд не может сделать вывод об отсутствии или наличии события правонарушения и вине юридического лица, поскольку важнейшее доказательство - протокол по делу об административном правонарушении не является в данном случае допустимым доказательством из-за существенных процессуальных нарушений.
Между тем, возвращение материалов дела об административном правонарушении должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Московским районным судом г. Санкт-Петербурга выводы о необходимости направления на новое рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания" сделаны без учета положений статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, согласно которым возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Данное дело было рассмотрено по существу должностным лицом территориального отдела по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу
и прошло стадию судебного обжалования, что исключало возможность направления дела на новое рассмотрение.
Изложенное не было учтено судьей при вынесении им обжалуемого решения, дело об административном правонарушении, предусмотренным ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания" направлено на новое рассмотрение в территориальный отдел по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу.
Исходя из положений п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года и постановление должностного лица от 06.08.2018 г. подлежат отмене, производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года и постановление начальника территориального отдела по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по г. Санкт-Петербургу, главного государственного санитарного врача по Московскому, Фрунзенскому, Пушкинскому, Колпинскому районам N Ю 78-01-05/23-1242-18 от 6 августа 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Северо-Западная управляющая компания", - отменить.
Производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.