Судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С. рассмотрев жалобу представителя Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" на постановление судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)",
установил:
29.05.2019 главным государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Ленского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении N... в отношении юридического лица ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Якутского городского суда от 21.06.2019 ГКУ Республики Саха (Якутия) ГКУ "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным решением суда, представитель ГКУ "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" Г... обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), полагая его незаконным, ссылаясь на несоответствие выводов судьи обстоятельствам дела и неправильную оценку имеющихся в деле доказательств, просит постановление отменить.
В судебном заседании представители ГКУ "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" Давыдов В.Г. и Фалеев А.Ю. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 06.11.2018 Ленское управление Ростехнадзора внесло в адрес ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" предписание N... об устранении нарушений, в том числе привести в удовлетворительное состояние водоотводные туннели N... хвостохранилища... ГОКа в срок до 15.05.2019.
На основании распоряжения от 29.04.2019 N... -рп 27.05.2019 была проведена внеплановая/документарная проверка в отношении ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" на предмет выполнения предписания от 06.11.2018 N N...
По итогам указанной проверки административным органом установлено, что ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" не выполнило пункт 7 предписания Ленского управления Ростехнадзора от _______ N N... (привести в удовлетворительное состояние водоотводные туннели N... хвостохранилища... ГОКа в срок до 15.05.2019).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением судьи Якутского городского суда РС(Я) Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 400 000 рублей.
Данное постановление суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, заключается в неисполнении в установленный срок исключительно законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Оценка законности предписания предполагает обязанность суда установить, содержит ли предписание законные требования, с учетом того, что на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы, содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В данном случае пункт 7 предписания, выданного Ленским управлением Ростехнадзора ГКУ Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)" не отвечает указанным требованиям. В пункте 7 предписания указано, что водоотводные туннели N... и N... ГТС хвостохранилища... ГОКа находятся в неудовлетворительном состоянии. В чем выражается неудовлетворительность состояния туннелей, какие конкретные действия необходимо произвести в целях устранения неудовлетворительного состояния туннелей, в предписании не указано. В силу чего нельзя сделать вывод, возможно ли эти действия произвести до установленного срока ( _______) и являются ли эти действия реально исполнимыми.
Представители Учреждения в жалобе указывают, что Исполнительная дирекция не является эксплуатирующей гидротехническое сооружение организацией. С 1997 года, с момента прекращения производственной деятельности... ГОКа, хвостохранилище не эксплуатируется, оно передано в оперативное управление Исполнительной дирекции как бесхозяйное имущество, в целях осуществления мер по обеспечению мер безопасности на гидротехническом сооружении. При этом вопрос о ликвидации хвостохранилища не рассматривался, поскольку было установлено большое количество олова в данном регионе и возможность в будущем его разработки. Было принято решение о консервации, в связи с чем в 2010 году по заказу Исполнительной дирекции ООО НИПЭЦ " ***" разработало рабочую документацию по консервации хвостохранилища... ГОКа. В проекте консервации было предусмотрено в том числе, проведение капитального ремонта водоотводных туннелей.
Таким образом, капитальный ремонт водоотводных туннелей входит в перечень работ по консервации, предусмотренных рабочей документацией, и может быть проведена только в рамках реализации всей программы по консервации хвостохранилища. При этом только в 2018 году проект по консервации был учтен в Плане реализации Указа Главы РС(Я) от 27.09.18 N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)". Для корректировки Государственного бюджета РС(Я) 2019 года, Исполнительной дирекцией совместно с Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) внесено предложение по включению данного мероприятия в Государственную программу "Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и лесного хозяйства РС(Я) на 2018-2022 годы". В 2019 году на разработку проектно-сметной документации по консервации хвостохранилища... ГОКа выделены дополнительные лимиты бюджетных ассигнований из государственного бюджета в размере 18 300 000 руб. Исполнительной дирекцией, по результатам электронных торгов, заключен государственный контракт с ООО " ***" со сроком исполнения -25 декабря 2020 года.
Указанное свидетельствует, что Исполнительная дирекция предпринимает все зависящие от него меры по консервации хвостохранилища Депутатского ГОКа, только в рамках которой возможно проведение капитального ремонта водоотводных туннелей хвостохранилища. При этом только разработка проектно-сметной документации занимает более года и стоит более 18 миллионов рублей. Исполнительная дирекция является казенным учреждением, и его деятельность осуществляется за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При приведенных выше обстоятельствах, свидетельствующих о том, что Исполнительная дирекция приняла все зависящие от него меры по обеспечению безопасности хвостохранилища, прихожу к выводу об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Якутского городского суда РС(Я) от 21 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)", отменить, производство по данному делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.