Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Глуховой И.Л,
судей Гулящих А.В, Аккуратного А.В,
при секретаре Мориловой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 22 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе ООО "УдмЭкоТранс" на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2019 года, которым
исковые требования прокурора Сарапульского района УР в интересах неопределенного круга лиц в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области к Обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", Обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", Администрации муниципального образования "Сарапульский район" о признании результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N недействительными, признании незаконной постановку на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N и N и снятии их с кадастрового учета, признании недействительными договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N-юр и дополнительных соглашений к нему от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенных между Администрацией МО "Сарапульский район" и ООО " "данные изъяты"", признании недействительным договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" удовлетворены.
Признаны недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Признана незаконной постановка на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N и N и данные участки сняты с кадастрового учета.
Признаны недействительными договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N-юр и дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенные между Администрацией МО "Сарапульский район" и ООО " "данные изъяты"".
Признан недействительным договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л, объяснения представителей ООО " "данные изъяты"" СРА и ААВ, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по УР ГАВ, полагавшей жалобу необоснованной, объяснения прокурора БТА, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Сарапульского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился с иском к ООО " "данные изъяты"" о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании незаконной его постановку на кадастровый учет, признании сделок недействительными. В обоснование указал, что между Администрацией МО "Сарапульский район" и ООО " "данные изъяты"" был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ООО " "данные изъяты"" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером N площадью 654415 кв.м. категории земель: земли сельского хозяйственного назначения, разрешенное использование: для пчеловодства по адресу: "адрес" Дополнительным соглашением сторон N от ДД.ММ.ГГГГ. из данного земельного участка с кадастровым номером N был выделен земельный участок с кадастровым номером N площадью 30000 кв.м. по адресу: "адрес" Впоследующем распоряжением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. N-р данный земельный участок с кадастровым номером N переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, в связи с чем к договору аренду сторонами заключено дополнительное соглашение N от ДД.ММ.ГГГГ. По договору передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ. права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды переданы ООО " "данные изъяты"". Все указанные договоры зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Росреестра по УР. Земельный участок с кадастровым номером N начальной площадью 654415 кв.м. был сформирован по результатам межевания и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. При его межевании в нарушение требований ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ, в т.ч. между точками Н40-Н41 и 38-39 межевых планов, не согласовано с Российской Федерацией как собственником. Вследствие этого земельный участок с кадастровым номером N оказался расположен на землях государственного лесного фонда.
Право собственности РФ на данные земли лесного фонда подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого кварталы 124 и 126 Керкмассовского участкового лесничества относятся к землям лесного фонда. При этом земельный участок с кадастровым номером N расположен в выделах 12-15,52,55 квартала 124 и выделах 1-6,49 квартала 126, а земельный участок с кадастровым номером N расположен в выделе 1 квартала 126 Керкмассовского участкового лесничества Сарапульского лесничества. Учитывая, что первоначальный земельный участок с кадастровым номером N в нарушение закона сформирован за счет земель лесного фонда, все последующие действия с данным участком (аренда, разделение на два участка, передача прав) являются незаконными. Поскольку часть земель лесного фонда утрачена помимо воли его собственника (РФ), спорные участки подлежат истребованию из чужого владения с передачей их в собственность РФ. Поэтому прокурор просил признать результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N недействительными, признать незаконной их постановку на кадастровый учет и снять данные земельные участки с кадастрового учета, внести изменения в ГКН с указанием на отнесение земельных участков с кадастровыми номерами N и N к землям лесного фонда, обязать ответчиков возвратить данные земельные участки с собственность РФ, признать недействительным заключенный между Администрацией МО "Сарапульский район" и ООО " "данные изъяты"" договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N-юр и дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным договор передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ. между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"", погасить запись в ЕГРН об аренде земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил, просил признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровыми номерами N и N, признать незаконной их постановку на кадастровый учет и снять данные земельные участки с кадастрового учета, признать недействительным заключенный между Администрацией МО "Сарапульский район" и ООО " "данные изъяты"" договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. N-юр и дополнительные соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ. N и от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным заключенный между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" договор передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 21.09.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО " "данные изъяты"".
Определениями суда от 09.11.2017г, от 07.08.2018г. и от 15.03.2019г. к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Управление Росреестра по Удмуртской Республике, ООО "Городской землеустроительный центр", Администрация МО "Дулесовское" и Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании прокурор ОАК вышеуказанные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации МО "Сарапульский район" КВВ исковые требования не признала. Пояснила, что утвержденная постановлением Администрации МО "Сарапульский район" от ДД.ММ.ГГГГ. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривала образование участка с кадастровым номером N из категории земель сельскохозяйственного назначения, в границы участка земли лесного фонда не входили. Согласование границ участка со смежными землепользователями должен был провести кадастровый инженер, готовивший межевой план. Считает, что утверждение ими схемы расположения земельного участка и последующее заключение с ООО " "данные изъяты"" договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. этого участка не противоречат действующему законодательству. Просила применить к требованиям истца исковую давности, считая, что срок обращения в суд за защитой нарушенного права прокурором пропущен.
Представители ООО " "данные изъяты"" ААВ и СРА исковые требования не признали. Пояснили, что по сведениям ГКН образованный в 2013 году земельный участок с кадастровым номером N располагался на землях сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда в его границы не входили. Поэтому согласование границ данного участка при его образовании ни с кем, кроме Администрации МО "Сарапульский район", не требовалось. Также указывали на пропуск прокурором срока исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР ГАВ исковые требования полагала подлежащими удовлетворению, указав, что в нарушение закона земельные участки с кадастровыми номерами N и N были образованы в границах земель лесного фонда.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, ООО " "данные изъяты"", Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Администрации МО "Дулесовское", "ФГБУ "ФКП Росреестра" по УР, ООО "Городской землеустроительный центр", Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ООО " "данные изъяты"" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске. Приводит доводы о пропуске прокурором срока исковой давности по заявленным требования, о применении которой был заявлено ответчиком. Считает, что суд неверно определилначало течения срока исковой давности по заявленным требованиям. Со ссылкой на ч.3 ст.11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" считает, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель следует определять по сведениям, содержащимся в ЕГРН, т.е. как участок категории земель сельскохозяйственного назначения, а не по сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре. В связи с этим считает несостоятельным вывод суда об отнесении спорного участка к категории земель лесного фонда, а результаты проведенной по делу землеустроительной экспертизы не имеющими правового значения.
В возражения на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов и окружающей среды УР и прокурор приводят доводы о законности принятого судебного решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению ООО " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией МО "Сарапульский район" принято постановление N о предоставлении заявителю в аренду земельного участка по адресу: "адрес"
В соответствии с указанным выше постановлением ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией МО "Сарапульский район" (арендодатель) и ООО " "данные изъяты"" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N-юр, согласно которому ООО " "данные изъяты"" предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером N площадью 654415 кв.м, из категорииземель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для пчеловодства, по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ. сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка в соответствии с заключенным договором.
Постановлением Администрации МО "Сарапульский район" от ДД.ММ.ГГГГ. "О разделе земельного участка с кадастровым номером N и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территорий" предоставленный ООО " "данные изъяты"" в аренду земельный участок с кадастровым номером N разделен на два земельных участка: N площадью 30 000 кв.м. про адресу: "адрес", и N по адресу: "адрес" с остаточной площадью 624415 кв.м, утверждена схема расположения образованных в результате раздела земельных участков, установлена категория земель образованных при разделе участков - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для пчеловодства.
Постановлением Администрации МО "Сарапульский район" от ДД.ММ.ГГГГ. "О внесении изменений в договор аренды земельного участка, государственная собственности на который не разграничена N- юр от ДД.ММ.ГГГГ года", Дополнительным соглашением N от ДД.ММ.ГГГГ. из указанного в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером N выделен образованный при разделе земельный участок с кадастровым номером N площадью 30000 кв.м. по адресу: "адрес"
Распоряжением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N-р земельный участок с кадастровым номером N площадью 30000 кв.м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, с изменением вида его разрешенного использования: для пчеловодства на разрешенное использование: нефтехимическая промышленность, в связи с чем дополнительным соглашением сторон N от ДД.ММ.ГГГГ в договор аренды N-юр от ДД.ММ.ГГГГ. внесены соответствующие изменения относительно категории земли и вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ. ООО " "данные изъяты"" передало ООО " "данные изъяты"" права и обязанности арендатору по вышеуказанному договору аренды земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Все вышеуказанные договоры прошли государственную регистрацию в органах Управления Росреестра по УР.
Земельный участок с кадастровым номером N начальной площадью 654415 кв.м, сформирован в результате межевания и поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. за Российской Федерации зарегистрировано право собственности на земли лесного фонда, кадастровый (или условный номер) N (последующий кадастровый N), в состав которых, в том числе, отнесены кварталы 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. без уточнения его границ на местности ( л.д.35, т.1, л.д.75, т.3).
По сведениям ЕГРН в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером N ДД.ММ.ГГГГ. образован земельный участок кадастровым номером N площадью 122 540 000 кв.м... относящийся к категории земель: земли лесного фонда, в состав которого, в том числе, вошли части кварталов 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества (л.д.73,80, т.3).
В соответствии с письмом ГКУ УР "Сарапульское лесничество" от ДД.ММ.ГГГГ. согласно материалов лесоустройства 2001 года лесной массив на территории земельных участков с кадастровыми номерами N и N входит в Государственный лесной фонд как квартала N выдела 12-15 и квартала N выдела 1-6,49. Однако постановка на кадастровый учет земель Гослесфонда (кадастровый номер участка N) была произведена лишь ДД.ММ.ГГГГ, куда не вошли части кварталов 124,126, в том числе и вышеперечисленные участки (л.д.30, т.1).
Из письма Министерства лесного хозяйства УР от ДД.ММ.ГГГГ,прокурору Сарапульского района УР следует, что земельный участок с кадастровым номером N частично расположен в границах земель лесного фонда в части квартала 126 (часть выдела 1) Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества и относится к защитным лесам категории ценных лесов (запретные полосы лесов расположенные вдоль водных объектов) ориентировочной площадью 1,5 га; земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах земель лесного фонда в части квартала 124 (выд. 12-15,52,55), в квартале 126(выд.1,2,3,4,5,6,49) Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества и относится к защитным лесам категории лесов расположенных в водоохранных зонах и ценных лесов (запретные полосы лесов расположенные вдоль водных объектов) (л.д.31, т.1).
Согласно заключения ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" от ДД.ММ.ГГГГ границы земель лесного фонда пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами N (площадь пересечения 478 398 кв.м.) и N (площадь пересечения 17092 кв.м. (л.д.223-230, т.3).
Считая, что в нарушение закона земельные участки с кадастровыми номерами N и N были сформированы за счет земель лесного фонда, право собственности на которые принадлежи Российской Федерации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что спорные земельные участки образованы, в том числе, за счет земель лесного фонда землях лесного фонда с нарушением прав Российской Федерации как собственника данных земель, оборот которых ограничен законом, а потому Администрация МО "Сарапульский район, заключая договор аренды данных земельных участков, в нарушение требований действующего законодательства распорядилась не принадлежащим ей имуществом, удовлетворил исковые требования прокурора.
Эти выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает верными, так как они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В ст. 7 ЗК РФ среди категорий земель по их целевому назначению указаны, в том числе, земли лесного фонда.
В силу п. п. 1, 6 ст. 101 ЗК РФ К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
В статье 3 ЛК РФ указано, что лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статья 6 ЛК РФ предусматривает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
В силу ч. 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В статье 67 ЛК РФ закреплено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного закона вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
На территории Удмуртской Республики к таким органам относится Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ст. 84 ЛК РФ).
Таким образом, правом распоряжения земельными участками, относящимися к лесному фонду, обладает Российская Федерация. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться только теми лесными участками, которые относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно п.2 ст.15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (пп.2 п.5 ст.27 ЗК РФ).
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу кому-либо лесных участков из состава земель лесного фонда до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч.3 ст.6 ЛК РФ). Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исследованными доказательствами подтверждено, что образованный в 2013 году Администрацией МО "Сарапульский район" земельный участок с кадастровым номером N, из которого впоследующем в порядке раздела образован земельный участок с кадастровым номером N, частично был расположен на земельных участков в составе выделов 12-15,52,55 квартала 124, а также выделов 1-6,49 квартала 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества, относящихся к землям лесного фонда
Эти обстоятельства подтверждены проведенной по делу землеустроительной экспертизой, установившей факт наложения спорных земельных участков с кадастровыми номерами N и N на земли лесного фонда в составе выделов 12-15,52,55 квартала 124, а также выделов 1-6,49 квартала 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества.
Аналогичные выводы содержатся в представленном в материалы дела заключении ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому границы земель лесного фонда пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Между тем, право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли лесного фонда (включая квартал 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества) было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. на основании ч.1 ст.8 ЛК РФ от 04.12.2006г. N 200-ФЗ, о чем выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35, т.1). Согласно сведений ЕГРН в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером N ДД.ММ.ГГГГ. образован земельный участок кадастровым номером N площадью 122 540 000 кв.м, относящийся к категории земель: земли лесного фонда, в состав которого, в том числе, вошли части кварталов 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества Сарапульского лесничества (л.д.73,80, т.3). Соответствующие сведения об отнесении данных участков, включая кварталы 124 и 126 Керкмасского участкового лесничества, к землям лесного фонда внесены в государственный лесной реестр ( л.д.68, т.3)
Согласно ч.6 ст.47 Федерального закона N221-ФЗ "О кадастровойдеятельности" (действовала в спорный период) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07,1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектаминедвижимости. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
С учетом изложенного правомерен вывод суда, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно вернымидоказательствами для отнесения земель к определенной категории, так кактакие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающихсоответствующими полномочиями (ныне ст.15 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "Огосударственной регистрации недвижимости", до 01.01.2017г. ст.20 ЗаконаN 221-ФЗ).
Согласно ст.6 ЛК РФ границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В соответствии со статьей 4.2 (пункты 1, 2) Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Как регламентировано ст.91 ЛК РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011г. N 516, Приказом Рослесхоза от 15.02.2012г. N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра", лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.
Таким образом право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права, и при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок может быть отнесен к государственному лесному фонду по материалам лесоустройства.
Несмотря на то, что на момент формирования спорных земельных участков в 2013 году границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, администрация МО "Сарапульский район" не вправе была произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.
Поскольку исследованными доказательствами подтвержден факт образования спорных земельных участков в границах земель лесного фонда, суд правомерно удовлетворил требования прокурора о признании недействительности результатов межевания этих участков и снятии их с кадастрового учета.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания сделок недействительными.
Согласно статье 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что орган местного самоуправления распорядился земельным участком, частично расположенным на землях лесного фонда, что повлекло нарушение имущественных прав Российской Федерации (как публично-правового образования), договор аренды спорных участков и последующий договор передачи ответчику прав и обязанностей по договору аренды данных участков в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой.
Кроме того, поскольку спорные участки частично сформированы за счет земель лесного фонда, при отсутствии у органа местного самоуправления права распоряжаться данными участками лесного фонда, при отсутствии согласования границ участка с представителем Российской Федерации, участок подлежит исключению из государственного кадастра недвижимости как сформированный с нарушением норм действующего законодательства.
Доводы жалобы ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности не влекут отмену вынесенного по делу решения ввиду следующего.
Согласно п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начиналось со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно разъяснения, содержащегося в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Из материалов дела следует, что об обстоятельствах нарушения прав Российской Федерации в связи с незаконным образованием спорных участков за счет земель лесного фонда и их передачи ответчику прокурору стало известно из письма Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ, а материальному истца в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области - ДД.ММ.ГГГГ. что свидетельствует об обращении прокурора в суд в пределах установленного ст.196 ГК РФ срока исковой давности. Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованными не являются.
Оспаривая выводы суда, ответчик в жалобе со ссылкой на ч.3 ст.11 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" считает, что принадлежность земельного участка с кадастровым номером N к определенной категории земель следует определять по сведениям, содержащимся в ЕГРН, т.е. как участок категории земель сельскохозяйственного назначения, а не по сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.
По мнению коллегии, эти доводы ответчика основаны на неправильном толковании указанных норм закона, которые при разрешении данного спора не применимы.
Так, ч.3 ст.14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусматривает, что случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее -ЕГРН), правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Между тем, в настоящем деле оспаривается законность образования земельных участков с кадастровыми номерами N и N, которые были образованы как участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, но фактически располагались на землях лесного фонда, право на которые зарегистрированы за Российской Федерацией, о чем имеются сведения в ЕГРН. Данные обстоятельства не позволяют применить при разрешении данного спора положения ч.3 ст.14 вышеназванного Федерального закона.
Более того, по смыслу вышеуказанной нормы закона она предполагает устранение несоответствий в сведениях о категории земель земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре и в ЕГРН или правоустанавливающих документах вне рамок какого-либо спора относительно законности образования этих участков и отнесения их к землям определенной категории. Наличие подобного спора безусловно связано с проверкой законности внесения в ЕГРН сведений о категории земель спорных участков, что исключает возможность отнесения их к соответствующей категории земель только в соответствии со сведениями ЕГРН. Иной подход означал бы невозможность в принципе оспаривать в судебном порядке образование за счет земель лесного фонда земельных участков, что не соответствует закону, при наличии в ЕГРН сведений об отнесении этих участков к иной категории земель.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для применения при разрешении данного спора положений ч.3 ст.14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, при разрешении дела судом не допущено нарушении в применении норм материального и процессуального права, выводы суда соотносятся с исследованными доказательствами. В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования суда первой инстанции и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 12 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Председательствующий: Глухова И.Л.
Судьи:
Гулящих А.В.
Аккуратный А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.