Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В,
судей - Черткова С.Н, Шинжиной С.А,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Краснослободцева Николая Егоровича на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 11 июня 2019 года, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Краснослободцева Николая Егоровича, предъявленных к орении требований Краснослободцева Николая Егоровича, предъявленных к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе, о взыскании недополученной пенсии в сумме 514 695,52 рублей, возложении обязанности производить расчет пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,9, начиная с 01.05.2019.
Отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Краснослободцевой Галины Максимовны, предъявленных к орении требований Краснослободцева Николая Егоровича, предъявленных к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе, о взыскании недополученной пенсии в сумме 336 301,01 рублей, возложении обязанности производить расчет пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,9, начиная с 01.05.2019.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснослободцев Н.Е, Краснослободцева Г.М. обратились в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе о взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности производить расчет пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,9, мотивируя требования тем, что с 01.02.1998 являются пенсионерами по возрасту. Постановлением Правительства РФ от 02.03.1993 N303 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай" в Республике Алтай установлен районный коэффициент в размере 1,4. Согласно п.п. 1-2, 4 Постановления Правительства РФ от 09.04.1992 N239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов" Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Горный Алтай отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в них установлен районный коэффициент в размере 1,4, а также коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2. Итого, общий размер коэффициента в Кош-Агачском районе установлен 1,9 Указанные в постановлении территории Республики Горный Алтай включены в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемый при назначении пенсий в соответствии с Законом РСФСР "О Государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Статьей 14 данного Федерального закона определен размер трудовой пенсии по старости. За период с момента назначения пенсии и по настоящее время ответчиком, в нарушение вышеназванных правовых актов, пенсия истцам выплачивается с применением районного коэффициента 1,4. Согласно прилагаемому расчету, с учетом срока исковой давности 3 года (с 01.05.2016 по 30.04.2019), сумма невыплаченной пенсии истцу Краснослободцеву Н.Е. составила 514 695,52 рублей, истице Краснослободцевой Г.М. - 336 301,01 рубль. Истец Краснослободцев Н.Е. просит взыскать с ответчика в свою пользу неполученную пенсию в сумме 514 695,52 рублей, возложить на ответчика обязанность производить расчет пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,9, начиная с 01.05.2019. Истица Краснослободцева Г.М. просит взыскать с ответчика в свою пользу недополученную пенсию в сумме 336 301,01 рублей, возложить на ответчика обязанность производить расчет пенсии с применением районного коэффициента в размере 1,9, начиная с 01.05.2019.
Судом постановлено вышеприведенное решение, не согласившись с которым Краснослободцев Н.Е. в апелляционной жалобе просит об его отмене. В обоснование своих доводов указывает, что суд не принял во внимание Федеральный закон N 340-ФЗ от 20.11.1990 г. в редакции от 27.11.2001 г, с изменениями от 05.11.2002 года, указав, что если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Вместе с тем, нельзя согласиться с данными выводами суда, поскольку в п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 г. N 239 не указывается, что коэффициент к заработной плате в безводной местности и высокогорных районах, в общем размере 1.5 установлен лишь для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, следовательно, абз. 2. данного Постановления применим для всех отраслей производства. Согласно п. 3 ст. 36 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей Федеральному закону. Положение ст. 7 Федерального закона N 122-ФЗ от 08.08.2001 г. сохранило свою силу в Федеральном законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе ФИО5 указывает на законность и обоснованность решения суда.
Исследовав материалы дела, выслушав Краснослободцева Н.Е, Краснослободцеву Г.М, поддержавших доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе - ФИО6, полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Согласно ст.ст.16 - 19 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1 от 20.11.1990 (действовавшего до 01.01.2002), размер пенсии определялся в процентном отношении к заработку пенсионера с увеличением, кроме того, на один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии, и не мог быть ниже установленных этим законом минимального и максимального размера пенсии. При этом согласно ст.112 этого закона, минимальные размеры трудовых пенсий для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, определялись с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях.
В силу ст.30 Закона РФ от 19.02.1993 N4520-1 (действовавшего до 01.01.2010) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" для граждан, проживающих в районах, где установлен районный коэффициент к заработной плате, размеры трудовых и социальных пенсий определяются с применением соответствующего районного коэффициента к заработной плате.
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размеры пенсий для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
С введением в действие Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001) порядок определения размера пенсии всем гражданам России, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера, изменился.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного Закона, по нормам Закона Российской Федерации от 20.11.1990 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пересчитываются в соответствии с Федеральным законом N173-ФЗ от 17.12.2001. Данный перерасчет предусматривает преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 4 статьи 29 указанного Закона установлено, что если при перерасчете трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными Федеральным законом N173-ФЗ, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день его вступления в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем, более высоком размере, то есть предусмотрен порядок, не допускающий снижения размера пенсионного обеспечения.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет по формуле:
РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в Российской Федерации (ЗП/ЗР) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона).
При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При расчете пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N173-ФЗ и определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, в том числе с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9). Таким образом, после введения в действие Федерального закона N173-ФЗ от 17.12.2001 районный коэффициент участвовал также в формировании размера трудовой пенсии по старости путем применения при расчетах соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N400-ФЗ от 28.12.2013), страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии ч.9 ст.17 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Согласно ст.316 Трудового кодекса Российской Федерации, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.1992 N239 "Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов", Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Горный Алтай отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в Кош-Агачском и Улаганском районах Республики Горный Алтай установлен: единый районный коэффициент в размере 1,4; коэффициент к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и коэффициенты за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2 и на высоте свыше 2000 метров - 1,3. Расходы, связанные с проведением предусмотренных настоящим Постановлением мероприятий, производятся за счет средств предприятий, организаций, учреждений и бюджета Республики Горный Алтай.
Постановлением Правительства РФ от 29.05.1993 N512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай" на территории Республики Горный Алтай установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4, за исключением предприятий, организаций и учреждений, где районный коэффициент установлен в больших размерах. Расходы, связанные с проведением предусмотренных настоящим Постановлением мероприятий, производятся за счет средств предприятий, организаций, учреждений и республиканского бюджета республики Горный Алтай.
Согласно ст.3 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013, страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
В п.1 ст.1 Федерального закона от 29.11.2003 N154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (утратил илу с 01.01.2010) в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривалась гарантия увеличения размера базовой части трудовой пенсии с учетом районного коэффициента.
Аналогичное правовое регулирование устанавливалось законодателем в п.6 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ применительно к фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии по старости, а в настоящее время предусмотрено положением ч.9 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ по отношению к фиксированной выплате к страховой пенсии.
Согласно разъяснениям, данным в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что государственная пенсия по старости Краснослободцеву Н.Е. назначена с 17.03.1995 г.
При конвертации у Краснослободцева Н.Е. применены: стаж на 31.12.2001 - 42 года заработная плата за 2000-2001 годы.
Краснослободцевой Г.М. пенсия назначена с 13.07.1992 г.
При конвертации у Краснослободцевой Г.М. применены: стаж на 31.12.2001 год - 36 лет, заработная плата с 01.11.1993 г. по 31.10.1995 г.
Конвертация пенсионных прав была осуществлена с применением отношения среднемесячного заработка истцов к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, проанализировав представленный ответчиком расчет, пришел к обоснованному выводу, что пенсия Краснослободцеву Н.Е, Краснослободцевой Г.М. начисляется с применением всех индексаций увеличений в соответствие с действующим законодательством. Нарушений прав истцов ответчиком не допущено.
Отклоняя доводы истцов о применении при начислении пенсии наряду с районным коэффициентом коэффициентов к заработной плате за работу в безводной местности в размере 1,3 и за работу в высокогорных районах на высоте от 1500 до 2000 метров над уровнем моря в размере 1,2, суд первой инстанции правильно указал в решении, что доводы истцов основаны на неверном толковании положений пенсионного законодательства, предусматривающих повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, в который не входят коэффициент за работу в безводной местности и коэффициент за работу в высокогорных районах.
Судебная коллегия соглашается выводами суда, поскольку размер пенсии истцов обоснованно был установлен пенсионным органом с применением отношения среднемесячного заработка лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) 1,4 и оснований для применения повышенного отношения заработков 1,9 не имеется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца о наличии у него права на перерасчет пенсии с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,9, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание.
В целом доводы апелляционной жалобы, направлены на несогласие с выводами суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснослободцева Николая Егоровича - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Солопова
Судьи
С.Н. Чертков
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.