Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Поникаровской Н.В,
судей: Никифоровой Ю.С, Харитоненко Н.О,
при секретаре: Ульяновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Курбаналиевой Ю.А. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 мая 2019 года, которым ей отказано в удовлетворении исковых требований к ИП Богнат Д.В. о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, неустойки, морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи Никифоровой Ю.С, объяснения представителя ИП Богната Д.В. Ефременковой К.О, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курбаналиева Ю.А. обратилась в суд с иском к ИП Богнату Д.В, в котором указала, что 04 апреля 2018 года между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи на сумму 38 093, 40 рублей, следующих товаров: Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver), чехол для Apple iPad Pro 9,7" smart Cover MM2D2*\A Red. Дополнительно был заключен договор на дополнительное сервисное обслуживание устройства в период с 04 апреля 2019 года по 04 апреля 2020 года, и получен сертификат сервисного обслуживания N от 04 апреля 2018 года. 07 ноября 2018 года при обращении истца в сервисный центр компании Apple, стало известно, что обслуживание по гарантии Apple невозможно, так как закончился срок гарантии, который начался с 20 мая 2017 года и истек 19 мая 2018 года. Указывала, что при приобретении товара она рассчитывала на получение нового товара, в отношении которого распространяется гарантийный срок производителя. Однако продавец ввел покупателя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара, чем повлиял на ее выбор. 08 ноября 2018 года Курбаналиева Ю.А. обратилась к продавцу с уведомлением об одностороннем отказе от исполнения договора купли-продажи на указанные товары, дополнительного сервисного обслуживания и возврате уплаченных денежных средств. Продавец уведомил потребителя об отказе добровольного удовлетворения требований, изложенных в претензии. В этой связи просила взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, уплаченные за товар, в размере 38093 рублей 40 копеек, неустойку в размере 13713 рублей 63 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, штраф в размере 50 % от размера удовлетворенных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Курбаналиева Ю.А. просит решение суда отменить. Обращает внимание на то, что основание заявленных ею исковых требований заключалось в том, что ответчик при приобретении ею товара не представил ей информацию о том, что ей продается товар бывший в употреблении и гарантийный срок производителя товара вместо 12 месяцев истекает через полтора месяца после его приобретения. Отсутствие указанной информации не позволило ей сделать правильный выбор при покупке.
Истица в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещена надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, что 04 апреля 2018 года между Курбаналиевой Ю.А. и ИП Богнатом Д.В. был заключен договор купли-продажи следующих товаров: Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver), стоимостью 33990 рублей, чехла для Apple iPad Pro 9,7" smart Cover MM2D2*\A Red, стоимостью со скидкой 3 870 рублей 30 копеек, что подтверждается товарным чеком N УТ-8835 от 04 апреля 2018 года.
Также истцом у ответчика был приобретен сертификат сервисного обслуживания Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) N от 04 апреля 2018 года стоимостью 2 599 рублей сроком действия с 04 апреля 2019 года по 04 апреля 2020 года.
Согласно гарантийному талону, Курбаналиевой Ю.А. при приобретении товара Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver), продавцом ИП Богнатом Д.В. предоставлена гарантия сроком на 12 месяцев с даты приобретения товара, разъяснен порядок сдачи товара в ремонт и на проверку качества через магазин "КД маркет", путем передачи мастеру-приемщику.
Также судом установлено, что 07 ноября 2018 года, приобретенный истцом у ответчика товар - Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) был передан в авторизованный сервисный центр "Apple", расположенный по адресу: "адрес", в связи с выключением, однако в принятии товара на обслуживание по гарантии производителя указанным сервисным центром отказано по причине окончания срока гарантии производителя 19 мая 2018 года по причине введения данного товара в гражданский оборот 20 мая 2017 года.
Также судом установлено, что претензий к качеству товара истица к продавцу не предъявляла, за гарантийным обслуживанием не обращалась.
Претензия Курбаналивой Ю.А. о возврате денежных средств, полученная ИП Богнатом Д.В. 08 ноября 2018 года, была оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Курбаналиевой Ю.А. требований, суд исходил из того, что истцом не приведено доказательств о том, что ей не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре, его потребительских свойствах, обеспечивающая возможность правильного выбора приобретаемого товара или, что приобретенный товар не соответствует предоставленной истцу информации.
Судом также указано на то, что истец не заявляет о том, что товар является некачественным, не представляет доказательств этого, не обращается за гарантийным обслуживанием непосредственно к продавцу, о чем истцу разъяснялось при заключении договора купли-продажи.
Однако с такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Положения ст. ст. 10, 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" возлагают на продавца обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, поскольку по смыслу абз. 14 п. 2 ст. 10 названного Закона потребитель всегда имеет помимо прочего право знать о том, что приобретаемый им товар был в употреблении, сроке годности и сроке службы такого товара.
При неисполнении данной обязанности потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Как следует из договора купли - продажи от 04 апреля 2018 года, заключенного между сторонами при покупке устройства Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver), статус указанного товара продавцом заявлен как "новый", установлен срок гарантийного обслуживания 1 год с даты заключения договора.
При этом по общему правилу на устройства iPad Pro компании Apple также установлен гарантийный период (срок службы товара) 1 год, который исчисляется с момента приобретения устройства.
Между тем, по информации сервисного сайта изготовителя Компании Apple, приобретенное истицей устройство, было впервые введено в гражданский оборот (реализовано покупателю) на территории Республики Польша еще 20 мая 2017 года и именно с указанной даты исчисляется срок действия установленного производителем срока службы, который истек 20 мая 2018 года. Ввиду изложенного Курбаналиева Ю.А. была лишена права на гарантийное сервисное обслуживание производителя на приобретенное устройство.
Аналогичная информация была предоставлена по запросу суда и ИП А, являющимся авторизированным уполномоченным сервисным центром марки Apple на территории Калининградской области на основании соответствующего договора с Компанией "Эппл Рус" (л.д. 44-45).
Более того, как следует из материалов дела, 07 ноября 2018 года (через восемь месяцев после заключения договора купли - продажи) Курбаналиева Ю.А. обращалась в авторизированный сервисный центр Apple на территории Калининградской области ввиду проявления в приобретенном ею у ответчика планшете неисправностей в виде самопроизвольного выключения, однако в предоставлении гарантийного сервисного обслуживания товара производителем ей было отказано ввиду истечения срока службы такового.
При таких обстоятельствах, доводы истца о нарушении ее прав на информацию со стороны ИП Богната Д.В, которым при продаже ей 04 апреля 2018 года товара бывшего в употреблении с 20 мая 2017 года, не было сообщено о сроке его службы, истечении срока гарантийного сервисного обслуживания производителя, являются обоснованными.
Вопреки доводам стороны ответчика, а также выводам суда первой инстанции о том, что при заключении договора купли - продажи истцу была предоставлена вся необходимая информация относительно приобретаемого товара, материалы дела не содержат данных о предоставлении при заключении сделки вышеуказанных сведений покупателю.
При этом судебная коллегия учитывает, что обязанность доказать факт предоставления потребителю надлежащей информации об услуге или о товаре возложена законом на ответчика.
Само по себе то обстоятельство, что ИП Богнатом Д.В. истцу была предоставлена информация относительно услуг гарантийного обслуживания товара непосредственно самим продавцом, изложенная в гарантийном талоне, на что имеется ссылка в решении суда, не может явиться достаточным основанием для освобождения ответчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств перед покупателем в вышеуказанной части.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при приобретении истцом устройства Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) продавец не предоставил потребителю необходимую и достоверную информацию, которая могла обеспечить возможность правильного выбора товара.
Установив, что при заключении договора купли-продажи устройства Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) ответчиком были нарушены требования Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" судебная коллегия соглашается с требованиями Курбаналиевой Ю.А. о расторжении указанного договора и необходимости взыскания с ответчика в пользу истца уплаченных по договору за приобретенное устройство денежных средств в сумме 33990 рублей.
Поскольку истицей в связи с заключением договора купли - продажи устройства Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) были понесены дополнительные расходы в виде приобретения у ответчика сертификата сервисного обслуживания данного устройства до 04 апреля 2020 года стоимостью 2339,10 рублей, в силу приведенных выше положений ст. 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", указанная денежная сумма также подлежит возмещению истцу за счет ответчика.
Между тем, судебная коллегия не усматривает оснований для расторжения договора купли - продажи от 04 апреля 2018 года, заключенного между истцом и ответчиком, в соответствии с которым Курбаналиевой Ю.А. был приобретен аксессуар к устройству Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver) - чехол, поскольку доводов о нарушении прав покупателя при приобретении данного товара исковое заявление не содержит, а использование данного товара в отсутствие самого устройства не исключается.
Кроме того, руководствуясь положениями ст. ст. 22, 23 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" судебная коллегия, признает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока удовлетворения требований потребителя о возврате денежных средств за период с 19 ноября 2018 года (претензия истца с требованием о возврате денежных средств была получена ответчиком 08 ноября 2018 года) по 24 декабря 2018 года (дата определена истцом в исковом заявлении) в 13078 рублей (36329,10 ?1%?36 дней).
Поскольку требования Курбаналиевой Ю.А. основаны за Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", в соответствии со ст. 15 указанного закона с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. С учетом требований разумности и справедливости судебная коллегия определяет сумму морального вреда в размере 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа составит 26203,55 рублей (36329,10 + 13078+3 000) : 2).
В силу того, что приобретенное устройство находится у истицы, она обязана передать его ИП Богнату Д.В, а последний обязан его принять.
В силу ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ИП Богната Д.В. в доход бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 1982 рубля.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Курбаналиевой Ю.А. удовлетворить частично.
Взыскать с ИП Богнат Д.В. в пользу Курбаналиевой Ю.А, денежные средства, уплаченные за товар, в сумме 36329,10 рублей, неустойку - 13078 рублей, моральный вред 3000 рублей, штраф - 26203,55 рублей, а всего 78610,65 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Курбаналиевой Ю.А. отказать.
Обязать Курбаналиеву Ю.А. передать ИП Богнату Д.В. устройство Apple iPad Pro 9,7" Wi-Fi +Celluar 32 GB (Silver), приобретенное по договору от 04 апреля 2018 года, а ИП Богната Д.В. принять такое устройство.
Взыскать с ИП Богната Д.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1982 рубля.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.