Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе
председательствующего Гончиковой И.Ч,
судей Кушнаревой И.К, Дампиловой Ц.В,
при секретаре Петровой Е.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова С.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Поповой О.В. на решение Железнодорожного районного суда Республики Бурятия от 6 февраля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В, выслушав объяснения истца Петрова С.И, представителя Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б, доверенность, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Петров С.И. просил признать право на получение меры социальной поддержки как ветерана боевых действий в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с даты постановки учет "... " г.
Исковые требования мотивированы тем, что Петров С.И. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от "... ". С "... " г. истец состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, поскольку в период с "... ". по "... ". принимал участие в боевых действиях на территории "... ".
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия отказано ему в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку удостоверение ветерана боевых действий получено после "... ". Считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ( л.д.39).
В суд первой инстанции истец Петров С.И, извещенный о рассмотрении дела, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Министерство социальной защиты населения РБ в лице представителя Золтуевой С.В. исковые требования не признала ввиду того, что удостоверение ветерана боевых действий получено после "... ".
Третьи лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее-Министерство), администрация МО СП "Бичурское", извещенные о рассмотрении дела, не направили в суд представителей. Министерство направило отзыв на иск, в котором возражало против удовлетворения иска.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд постановилуказанное решение ( л.д.81-83).
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ Попова О.В. просит решение суда отменить, принять новое - об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона N 5-ФЗ, а именно раздела III Перечня зоны боевых действий и временного промежутка, поскольку события, происходившие в "... " в период с "... ". не отнесены законодателем к периоду выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в "... ".
Факт прохождения службы на территории "... " региона не является основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий. Участие в боевых действиях не тождественно контртеррористическим операциям, истец участия в боевых операциях не принимал, соответственно, право на получение статуса ветерана боевых действий отсутствует.
Кроме того, судом не исследован вопрос об основаниях постановки истца на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, документом, подтверждающим факт отнесения к категории ветерана боевых действий, является удостоверение ветерана боевых действий. Гражданин мог быть поставлен на учет только при предъявлении соответствующего удостоверения. Соответственно, постановка на жилищный учет в "... " году до получения удостоверения в "... " году незаконна.
С учетом изложенного нельзя признать за Перовым С.И. право на реализацию меры государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом N 5-ФЗ ( л.д.92-100).
В суде апелляционной инстанции истец Петров С.И, не оспаривая решение суда, возражал против удовлетворения жалобы.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Жанчибон С.Б. просила жалобу удовлетворить.
Третьи лица администрация МО СП "Бичурское", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, извещенные о рассмотрении дела с жалобой, не направили в суд представителей. Министерство, администрация СП "Бичурское" просили рассмотреть дело с жалобой в отсутствие их представителей.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого Перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены "... ".
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах"".
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
МВД России утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации только 07.05.2004г. приказом N 282.
Из материалов дела следует, что Петров С.И. в период с "... ". по "... ". участвовал в боевых действиях на территории "... ", что удостоверяется записью в военном билете ( л.д.44).
Удостоверение от "... ", выданное Петрову С.И. министром внутренних дел Республики Бурятия, удостоверяет, что предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы, установленные п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ( л.д.6).
Распоряжением Бичурской районной администрации от "... ". Петров С.И. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий ( л.д.46).
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия N "... " от "... ". Петров С.И. исключен из списка ветеранов боевых действий Единого сводного списка по Республике Бурятия граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, районный суд исходил из доказанности истцом наличия у него права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем как ветерана боевых действий, поскольку на дату постановки на учет "... ". Петров С.И. являлся ветераном боевых действий в силу закона, соответственно, относился к категории лиц, подлежащих обеспечению жильем независимо от времени выдачи удостоверения (после "... ".).
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Петров С.И. относится к ветеранам боевых действий согласно условий п.1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", поскольку в период с "... ". по "... ". участвовал в боевых действиях на территории "... ". Законодатель не связывает наделение лица статусом ветерана боевых действий с выдачей удостоверения, поскольку удостоверение является правоподтверждающим документом на предоставление его обладателю мер социальной поддержки(п.1 Инструкции).
Таким образом, получение истцом удостоверения ветерана боевых действий после "... " г. (бланк которого утвержден в системе МВД только в "... ".) не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий "... ".
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил положения Федерального закона N 5-ФЗ, а именно раздел III Перечня зоны боевых действий и временного промежутка "... " несостоятелен.
Так, указанный перечень содержит конкретные территории (зоны) боевых действий и периоды, а именно "выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в "... " и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с "... " года по "... " года". Между тем именно в этот период с "... ". Петров С.И. участвовал в боевых действиях на территории "... ", что нашло подтверждение сведениями военного билета, в которых указаны даты начала и окончания дней участия в боевых действиях на территории "... ". В связи с чем Петрову было выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое не признано в установленном порядке недействительным.
Таким образом, довод жалобы о недоказанности участия истца в боевых действиях отклоняется.
Также не нашел подтверждения довод жалобы о том, что суд не исследовал доказательства постановки истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Данные доказательства, а именно учетное дело было предметом исследования суда, ему дана оценка.
Ссылка заявителя на письмо Статс-секретаря -заместителя Министра внутренних дел РФ Зубова И.Н. от "... ". N 1 "... ", ответ прокуратуры Забайкальского края от "... ". N "... " не имеет правового значения, поскольку указанные документы не имеют отношения к данному делу.
Иные доводы жалобы не могут быть признаны основанием для отмены судебного решения, принятого по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения нет.
Руководствуясь ст. ст. 328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Гончикова И.Ч.
Судьи: Кушнарева И.К.
Дампилова Ц.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.