Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Чупошева Е.Н. и Васильевой С.Д., при секретаре Ефремовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Туртуева Ц.Д. удовлетворить;
включить период работы Туртуева Ц.Д. с 24.07.1989 г. по
26.05.1992 г. в должности заведующего терапевтическим отделением Петропавловской центральной районной больницы в специальный стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении - один год работы как один год и три месяца;
включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы Туртуева Ц.Д.:
- с 03.07.1995 г. по 17.11.1999 г. в должности врача-эндокринолога ГУЗ "Центр восточной медицины";
- с 18.11.1999 г. по 20.10.2004 г. в должности заведующего поликлиникой ГУЗ "Центр восточной медицины";
- с 21.10.2004 г. по 22.10.2012 г. в должности врача-терапевта ГУЗ "Центр восточной медицины", ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины";
- с 23.10.2012 г. по 05.12.2018 г. в должности заведующего отделения N1 (отделение терапии) ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины", ГАУЗ "Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр" "Центр восточной медицины";
обязать ГУ "Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ" назначить Туртуеву Ц.Д. досрочно страховую пенсию по старости с 06.12.2018 г.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ (ГУ) в РБ (далее по тексту Центр по установлению и выплате пенсий), истец Туртуев Ц.Д. просил включить спорные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и обязать ответчика назначить ему пенсию с момента подачи заявления - с 06.12.2018 года.
Иск мотивирован тем, что истцу незаконно отказано в назначении
досрочной страховой пенсии, так как, занимая должность заведующего терапевтическим отделением Петропавловской Центральной районной больницы в период с 24.07.1989 г. по 26.05.1992 г, он одновременно осуществлял медицинскую деятельность в качестве врача-терапевта, в связи с чем данный период должен быть включен в льготный стаж работы в сельской местности - один год работы как один три месяца. Период работы истца в медицинском учреждении ГУЗ "Центр восточной медицины" с учетом его переименований также должен быть включен в льготный стаж работы, так как данное учреждение осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В судебном заседании истец Туртуев Ц.Д. и его представитель по доверенности Шигаева А.А. исковые требования поддержали.
Представители ответчика Центра по установлению и выплате пенсии по доверенности Трунева О.Б. и Ханхалова Д.Д. с иском не согласились.
Представитель третьего лица ГАУЗ РКЛЦР "Центр восточной медицины" по доверенности Анчинова Л.Б. полагала, что иск Туртуева Ц.Д. подлежит удовлетворению.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, в апелляционной жалобе начальник Центра по установлению и выплате пенсий Атутов А.Р, действующий в силу своих полномочий, просит решение суда отменить в части включения периодов работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, с 03.07.1995 г..по 05.12.2018 г..и о назначении досрочной страховой пенсии с 06.12.2018 г..в связи с неправильным применением норм материального права, указывая на то, что спорные периоды работы Туртуева в Центре восточной медицины не подлежали включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, так как данное учреждение не поименовано в Списке N 781. На дату обращения за установлением досрочной страховой пенсии истцом не представлены документы, подтверждающие осуществление структурными подразделениями Центра восточной медицины медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи. Также апеллянт ссылается на то, что по своим целям и задачам Центр восточной медицины не относится к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения, так как автономное учреждение кроме оказания медицинской и лекарственной помощи, консультативно-диагностической и лечебной помощи населению по восстановительному лечению вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, так как это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствующую этим целям. Таким образом, апеллянт полагает, что не представляется возможным отнести учреждение Центр восточной медицины к учреждениям, предусмотренным в п.1 и 8 раздела "Наименование учреждений" Списка N781 и применить к работникам Центра восточной медицины п. 6 Правил N781. Кроме этого, податель жалобы считает, что вывод суда, что Центр восточной медицины можно отнести к учреждения, поименованным в п. 8 Списка N781 не основан на нормах материального права.
Наличие у Центра лицензии на осуществление медицинской деятельности не свидетельствует о тождественности его деятельности той, которой занимаются учреждения здравоохранения, в связи с чем судом допущено расширительное толкование норм, содержащихся в Списке и Правилах N781. Также апеллянт настаивает на том, что на дату обращения у истца отсутствует требуемый стаж продолжительностью 30 лет, в связи с чем назначение судом страховой пенсии по старости с даты обращения полагает незаконным.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Центра по установлению и выплате пенсий Дамбиева Е.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Туртуев Ц.Д, его представитель Шигаева А.А, представитель третьего лица ГАУЗ РКЛЦР "Центр восточной медицины" по доверенности Анчинова Л.Б. возражали против отмены судебного решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно частям первой и второй статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что ответчиком обжалуется судебное решение в части включения в специальный стаж истца периоды работы в Центре восточной медицины с 03.07.1995 г. по 05.12.2018 г, судебная коллегия считает возможным проверить решение суда только в обжалуемой части.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.12.2018 г. Туртуев Ц.Д. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением Центра по установлению и выплате пенсий от 28.01.2019 года Туртуеву отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом ответчик не включил периоды работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии с 24.07.1989 г. по 26.05.1992 г. в должности заведующего терапевтическим отделением Петропавловской Центральной районной больницы, с 03.07.1995 г. по 17.11.1999 г. в должности врача-эндокринолога ГУЗ "Центр восточной медицины", с 18.11.1999 г. по 20.10.2004 г. в должности заведующего поликлиникой ГУЗ "Центр восточной медицины", с 21.10.2004 г. по 22.10.2012 г. в должности врача-терапевта ГУЗ "Центр восточной медицины", переименованного с 12.09.2011 г. в ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины"; с 23.10.2012 г. по 31.12.2017 г. в должности заведующего отделения N 1 (отделение 01.02.2016 года переименовано в отделение терапии) ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины", переименованного с 25.08.2015 года в ГАУЗ "Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр "Центр восточной медицины".
Судом установлено и из материалов дела следует, что в период с 03.07.1995 г. по настоящее время истец Туртуев Ц.Д. работает в ГАУЗ Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр "Центр восточной медицины", на период трудоустройства истца в указанное учреждение оно именовалось ГУЗ "Центр восточной медицины", в период с 12.09.2011 по 25.08.2015 года учреждение именовалось как ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины".
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что ГАУЗ Республиканский клинический лечебно-реабилитационный центр "Центр восточной медицины" можно отнести к медицинским учреждением, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органа государственной власти субъекта РФ, в связи с чем иск Туртуева Ц.Д. подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На период трудоустройства истца Туртуева Ц.Д. в ГУЗ "Центр восточной медицины" врачом- эндокринологом действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом, как правильно указал суд, в данном правовом акте не указывалось на продолжительность рабочего времени или работы на полной ставке лица, претендующего на досрочное назначение пенсии по старости.
О том, что истец Туртуев Ц.Д. занимался врачебной деятельностью свидетельствует и должностная инструкция врача-эндокринолога, в соответствии с которой врач-эндокринолог оказывает квалифицированную медицинскую помощь, определяет тактику ведения больного, в соответствии с установленными правилами и стандартами, разрабатывает план обследования больного, уточняет объем и рациональные методы обследования пациента, устанавливает или подтверждает диагноз, назначает и контролирует лечение, организует или самостоятельно необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры и мероприятия, в стационаре ежедневно проводит осмотр больного, в случае необходимости вносит изменения в план лечения.
Следовательно, период работы истца с 03.07.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-эндокринолога подлежал включению в стаж для назначения досрочной пенсии в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и подлежащих применению к периоду трудовой деятельности истца с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В период с 01.11.1999 г. до 17.11.1999 г. истец работал врачом-эндокринологом в ГУЗ "Центр восточной медицины", с 18.11.1999 г. по 31.12.2001 г. истец работал в должности заведующего поликлиникой ГУЗ "Центр восточной медицины". Приказом N 118/1 от 18.11.1999 г. заведующему поликлиникой Туртуеву Ц.Д. разрешено совмещение должности врача-терапевта на 0,5 ставки с 18.11.1999 г. Согласно штатных расписаний Центра восточной медицины за 1999, 2000 и 2001 годы предусматривалась одна ставка заведующего поликлиникой - врача терапевта, из чего следует, что Туртуев Ц.Д, являясь руководителем структурного подразделения, одновременно занимался врачебной деятельностью.
Списком, утвержденным Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, в разделе "наименование должностей" указаны "врачи-специалисты (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а в разделе "наименование учреждений" указаны "поликлиники государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований", а также "Центры государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от их наименований).
Поскольку Туртуев Ц.Д. в период с 01.11.1999 г. до 17.11.1999 г. работал врачом-эндокринологом, а после указанной даты до 31 декабря 2001 г. включительно работал врачом-заведующим поликлиникой, то есть на должностях, поименованным в Списке, утвержденным Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, и учреждения, в которых истец работал на указанных должностях, входят в указанный Список, то суд правомерно включил указанные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
К периоду трудовой деятельности истца с 1 января 2002 г. по настоящее время применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истец Туртуев Ц.Д. работал с 01 января 2002 г. по 21 октября 2004 г. в качестве заведующего поликлиникой ГУЗ "Центр восточной медицины". При этом согласно штатных расписаний Центра восточной медицины за 2002, 2003 годы предусматривалась одна ставка заведующего поликлиникой - врача терапевта, из чего следует, что Туртуев Ц.Д, являясь руководителем структурного подразделения, в 2002 и 2003 годах одновременно занимался врачебной деятельностью. Согласно штатного расписания Центра восточной медицины предусматривалась одна ставка заведующего поликлиникой. Кроме того Туртуев Ц.Д. занимал должность врача-терапевта на 0,5 ставки согласно приказу N 118/1 от 18.11.1999 г.
С 21 октября 2004 г. по 23 октября 2012 г. истец Туртуев работал в должности врача-терапевта ГУЗ "Центр Восточной медицины", переименованного с 12.09.2011 г. в ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины", 11 января 2012 г. в ГАУ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины".
С 23 октября 2012 г. по 02 февраля 2016 г. в должности заведующего отделением N 1 (терапии) ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины".
01 февраля 2016 г. структурное подразделение отделение N 1 (терапия) переименовано в отделение терапии.
С 01 февраля 2016 г. по настоящее время истец Туртуев Ц.Д. работает в должности заведующего отделением терапии ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины".
Согласно штатных расписаний за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы предусматривалась одна ставка заведующего отделением - врача-терапевта, из чего следует, что Туртуев Ц.Д, являясь руководителем структурного подразделения, одновременно занимался врачебной деятельностью.
О том, что истец Туртуев Ц.Д. занимался врачебной деятельностью, являясь руководителем структурных подразделений, свидетельствуют и должностные инструкции заведующего поликлиникой, врача-терапевта, заведующего отделением терапии. В частности пунктах 2.12 и 2.13 должностной инструкции заведующего поликлиникой указано, что работник должен оказывать квалифицированную медицинскую помощь по специальности терапия, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, разрешенные для применения в медицинской практике; определяет тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами. Аналогичные требования предусмотрены и в должностных инструкциях врача-терапевта (пункты 2.1 и 2.2), заведующего отделением N 1 терапии (пункты 2.13 и 2.14), заведующего отделением терапии (пункты 2.13 и 2.14).
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 в разделе "наименование должностей" указаны "врачи-специалисты (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, а в разделе "наименование учреждений" указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименований).
Поскольку истец в период с 01 января 2002 г. по 21 октября 2004 г. работал в качестве заведующего поликлиникой, с 21 октября 2004 г. по 23 октября 2012 г. истец Туртуев работал в должности врача-терапевта, с 23 октября 2012 г. по 02 февраля 2016 г. в должности заведующего отделением N 1 (терапии), с 01 февраля 2016 г. по 05.12.2018 г. работает в должности заведующего отделением терапии, то есть на должностях, поименованных в Списке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, и учреждение, в котором истец работал на указанных должностях, входит в указанный Список, то суд правомерно включил указанные периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Доводы жалобы о том, что ГУЗ "Центр Восточной медицины", переименованное с 12.09.2011 г. в ГУЗ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины", с 11 января 2012 г. в ГАУ Республиканская клиническая больница восстановительного лечения "Центр восточной медицины" не входят в перечень учреждений, предусмотренными Списками от 22.09.1999 N 1066 и 29.10.2002 г. N 781, не состоятельны. Во - первых, в данных Списках предусмотрены поликлиники и Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения органов государственной власти субъектов РФ, независимо от наименований. Во-вторых, Министерство здравоохранения Республики Бурятия как учредитель, создавая в 1992 г. Центр восточной медицины, определило его деятельность как оказание медицинских услуг с применением методов восточной медицинской системы и народной медицины с проведением диагностики и лечения (иглотерапия, прижигание, кровопускание, массаж, ванны, мануальная терапия, гимнастика, фитотерапия, апитерапия) и т.д. В дальнейшем деятельность Центра восточной медицины расширялась. В частности, в 2005 г. Центр восточной медицины оказывал уже лечебную, консультативную, профилактическую, лечебно-восстановительную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, имея клинику, поликлинику, аптеку, Горячинский бальнеологический стационар, цех по производству БАДов и фиточаев. С 2012 г. основной целью деятельности Центра по настоящее время является оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий, имея поликлинику в г. Улан-Удэ, стационары в г. Улан-Удэ и в Горячинске и аптеку. В третьих, Центр восточной медицины, независимо от его наименования, входит в систему лечебно-профилактических учреждений в Республике Бурятия, учредителем которого является Республика Бурятия - субъект Российской Федерации.
Как установлено ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Неиспользование стороной указанного диспозитивного права на представление возражений или доказательств в их обоснование влечет вынесение решения только по доказательствам, представленным другой стороной.
В силу положений ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Указывая в доводах жалобы, что Центр восточной медицины использует в своей деятельности не стандартные методы лечения, апеллянт не указал, каким стандартам не соответствует деятельность медицинских работников Центра.
Между тем, исходя из действующих приказов Министерства здравоохранения РФ, каждый врач по своей специальности использует конкретные медицинские стандарты, медицинские стандарты лечения установлены и в отношении каждого заболевания.
Ответчиком же каких-либо доказательств в обоснование доводов, что врачи Центра медицинской помощи используют не те стандарты лечения, не представил.
В силу статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений здравоохранения. Установив, что Центр восточной медицины является медицинским учреждением, созданным субъектом Российской федерацией для осуществления медицинской деятельности для охраны здоровья населения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в Центре восточной медицины в должностях, поименованных в Списках, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Этот вывод суда первой инстанции коллегия находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и закону, а довод апелляционной жалобы ответчика об обратном - ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих вопросы досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 17 постановления от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией правы граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно Приказу Минздрава России от 06.08.2013 N 529н "Об утверждении номенклатуры медицинских организаций" выделяются, в том числе лечебно-профилактические медицинские организации (больницы, родильные дома, госпитали, медико-санитарные части, хосписы, лепрозории, диспансеры, амбулатории, поликлиники, женские консультации, дома ребенка, медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови, санаторно-курортные организации и др.); медицинские организации особого типа (центры, бюро, лаборатории, медицинские отряды); - медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (центры).
Коллегия считает, что Центр как государственное медицинское учреждение, финансируемое из бюджета Республики Бурятия, предусмотрен в перечне медицинских организаций согласно Приказу Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
То обстоятельство, что Центр восточной медицины, имея организационно-правовую форму как государственное автономное учреждение, определяет цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги не свидетельствует о том, что его работники, чьи должности поименованы в Списках, не имеют право на досрочное назначение пенсии.
Исходя из учредительных документов Центра восточной медицины с момента его создания и до настоящего времени, несмотря на переименования, данное учреждение оказывает медицинскую услугу по охране здоровья населения.
Таким образом, оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы не имеется, так как решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в постановленном решении, подтверждаются материалами дела.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.