Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Шовгуровой Т.А,
судей Гонеевой Б.П. и Дорджиева Б.Д.
при секретаре Аксеновой А.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко Светланы Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости по апелляционной жалобе истца Зинченко С.В. на решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 мая 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения истца Зинченко С.В. и её представителя Кириповой В.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Бембиновой С.А, судебная коллегия
установила:
Зинченко С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Приютненском районе Республики Калмыкия (далее - УПФР в Приютненском районе, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей было отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. С данным отказом она не согласна, поскольку в специальный педагогический стаж подлежат включению периоды прохождения курсов повышения квалификации с 15 по 19 мая 2000 года, 21 по 26 апреля 2003 года, 24 по 26 апреля 2006 года, 14 по 23 октября 2009 года, 24 по 29 января 2011 года, 14 по 15 февраля 2013 года, 29 сентября по 4 октября 2014 года, 26 по 30 марта 2018 года, 17 по 18 мая 2018 года, а также период обучения в Калмыцком государственном университете по специальности "Педагогика и методика начального образования" очной формы обучения с 1 сентября 1990 года по 27 июня 1995 года. Просила включить указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить досрочно страховую пенсию по старости с 18 февраля 2019 года.
Истец Зинченко С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФР в Приютненском районе Бембинова С.А. иск не признала.
Решением Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 мая 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
На УПФР в Приютненском районе возложена обязанность по включению в специальный страховой стаж Зинченко С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периода обучения в Калмыцком государственном учреждении с 1 сентября 1990 года по 31 декабря 1991 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 15 по 19 мая 2000 года, с 21 по 26 апреля 2003 года, с 24 по 26 апреля 2006 года, с 14 по 23 октября 2009 года, с 24 по 29 января 2011 года, с 14 по 15 февраля 2013 года, с 29 сентября по 4 октября 2014 года, с 26 по 30 марта 2018 года, с 17 по 18 мая 2018 года.
В апелляционной жалобе истец Зинченко С.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на ошибочность выводов суда об отказе во включении всего периода обучения в Калмыцком государственном университете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В силу частей 1 и 2 статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Зинченко С.В. в течение месяца с 1 июля 1988 года работала в должности воспитателя МКДОУ "Детский сад "Тюльпан". В период с 4 августа 1990 года по 27 июня 1995 года проходила обучение в Калмыцком государственном университете по специальности "Педагогика и методика начального образования" очной формы обучения.
С 24 августа 1995 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в МКОУ "Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко" в качестве учителя начальных классов, учителя воспитателя группы продленного дня.
18 февраля 2019 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии.
Рассмотрев заявление истца, пенсионный орган установил, что специальный стаж Зинченко С.В. составляет 20 лет 6 месяцев 8 дней, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии, как того требует подпункт 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии УПФР в Приютненском районе от 2 апреля 2019 года N 190000002076/11265/19 Зинченко С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
При этом обжалуемым решением пенсионного органа в специальный стаж истца не были включены вышеназванные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и обучение в Калмыцком государственном университете с 1 сентября 1990 года по 27 июня 1995 года.
Удовлетворяя требования Зинченко С.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статью 187 Трудового кодекса Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходил из того, что истцом представлены доказательства, подтверждающие, что периоды прохождения курсов повышения квалификации имели место при осуществлении ею трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в указанные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В данной части решение суда сторонами по делу не оспаривается, в связи с чем судебной коллегией правильность данных выводов в силу статьи 327 1 Гражданского процессуального кодекса РФ не проверяется.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о включении в специальный педагогический стаж периода обучения в высшем учебном заведении с 1 января 1992 года по 27 июня 1995 года судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются (при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей) Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (абзац 4 подпункта "м" пункта 1); Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (абзац 5 подпункта "м" пункта 1).
Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, являющегося приложением к Постановлению Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 4 этого же Положения предусматривалось, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу с 1 октября 1993 года.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Во исполнение данного закона принято Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое в подпункте "в" пункта 3 предусматривает, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", которое подлежит применению для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, не предусматривало право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с обучением в педагогических учебных заведениях и университетах.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период обучения истца в Калмыцком государственном университете по специальности "Педагогика и методика начального образования" с 1 января 1992 года по 27 июня 1995 года, имевший место после 1 января 1992 года, не подлежит зачету в специальный стаж, учитываемый для определения права на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с недостаточностью специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи Б.П. Гонеева
Б.Д. Дорджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.