Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Коченковой Л.Д,
судей
Гонеевой Б.П. и
Лиджиева С.В,
при секретаре Динкиеве Г.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Цыбулина Г.В, действующего в своих интересах и в интересах Цыбулиной А.Г, Цыбулиной И.И. и Цыбулина Д.Г. к Главному управлению МЧС России по Республике Калмыкия о признании права собственности на жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика Носачева А.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, выслушав объяснения представителя ответчика Сангаджиевой Е.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу Атаевой Н.Н, представителя истца Цыбулина Г.В, судебная коллегия
установила:
Цыбулин Г.В, Цыбулина А.Г, Цыбулина И.И. и Цыбулин Д.Г. обратились в суд с указанным иском к Главному управлению МЧС России по Республике Калмыкия (далее - ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, Управление).
В обоснование заявленных требований указали, что Цыбулин Г.В. проходил службу в ФГКУ ""... "", с которой уволен в связи с достижением предельного возраста. С 03 декабря 1996 г. Цыбулин Г.В. состоял на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи из четырех человек. После заключения 25 октября 2018 г. с Цыбулиным Г.В. договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: "... ", он был снят 22 ноября 2018 г. с учета на предоставление единовременной социальной выплаты. Данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Республике Калмыкия. 14 февраля 2019 г. Цыбулин Г.В. обратился в Управление с заявлением о передаче занимаемой квартиры в собственность в порядке приватизации, в удовлетворении которого 26 марта 2019 г. было отказано. Полагая, что у Цыбулина Г.В. возникло право на приватизацию жилого помещения, просили признать за Цыбулиным Г.В, Цыбулиной А.Г, Цыбулиной И.И. и Цыбулиным Д.Г. право общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) на квартиру, расположенную по адресу: "... ", в порядке приватизации.
В судебное заседание истцы не явились, Атаева Н.Н, представитель истца Цыбулина Г.В, иск поддержала.
Представитель ответчика - ГУ МЧС России по Республике Калмыкия Иванова Д.В. иск не признала, пояснив, что Управление не имеет полномочий по передаче квартир в собственность бывшим сотрудникам.
Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в Республике Калмыкия в суд не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 06 июня 2019 г. иск Цыбулина Г.В, действующего в своих интересах и в интересах Цыбулиной А.Г, Цыбулиной И.И. и Цыбулина Д.Г. удовлетворен.
За Цыбулиным Г.В, Цыбулиной А.Г, Цыбулиной И.И. и Цыбулиным Д.Г. признано право общей долевой собственности (по 1/4 доли в праве) на квартиру, расположенную по адресу: г. Элиста, 9 мкр, д. 65, кв. 63, в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Носачев А.А, считая решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение ввиду нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Указывает, что спорное жилое помещение отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду и не подлежит приватизации. Полагает, что для приватизации служебного жилого помещения необходимо согласие его собственника, а именно МЧС России.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя иск Цыбулина Г.В, Цыбулиной А.Г, Цыбулиной И.И. и Цыбулина Д.Г, суд первой инстанции исходил из того, что у Цыбулина Г.В. и членов его семьи возникло право на получение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации.
С таким выводом суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся, в том числе, служебные жилые помещения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сам по себе длительный процесс передачи органами государственной власти жилого помещения в муниципальную собственность не может ограничивать права гражданина на бесплатное получение его в собственность в соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда.
Исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона о приватизации жилищного фонда, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Цыбулин Г.В, 28 декабря 1972 года рождения, проходил службу в федеральном государственном казенном учреждении ""... "".
Решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала федерального казенного учреждения "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 17 января 2014 г. (л.д. 18) старший прапорщик внутренней службы Цыбулин Г.В. с составом семьи четыре человека (он, его супруга Цыбулина И.И, сын Цыбулин Д.Г, дочь Цыбулина А.Г.) поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении со дня подачи им первоначального рапорта от 03 декабря 1996 г.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Сангаджиева Е.Н. пояснила, что в 2013 году Управление предоставило Цыбулину Г.В. и членам его семьи для проживания на условиях договора найма служебного жилья квартиру по адресу: "... ", которая не имела статус служебной.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27 декабря 2013 г. N "... " (л.д.49) данная квартира закреплена на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Республике Калмыкия.
Включение спорной квартиры, принадлежащей на праве собственности Российской Федерации в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям произведено в 2017 году (л.д. 53-56).
После увольнения со службы Цыбулину Г.В. решением жилищной комиссии Управления от 22 октября 2018 г. N 39 предоставлено занимаемое жилое помещение.
Во исполнение данного решения жилищной комиссии Управление 25 октября 2018 г. заключило с Цыбулиным Г.В. договор социального найма жилого помещения N 63, согласно которому спорная квартира, состоящая из трех комнат, общей площадью "... " кв.м передана истцам в бессрочное владение и пользование.
В связи с заключением такого договора решением жилищной комиссии Управления от 22 ноября 2018 г. N 40 (л.д. 19-20) Цыбулин Г.В. снят с учета на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения и на предоставление постоянного жилого помещения на основании ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и п. "б" п. 15 постановления Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации".
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ (ч. 1). Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2).
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Следовательно, Управление, заключив договор социального найма с Цыбулиным Г.В, посчитало возможным снять его с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он улучшил жилищные условия и утратил основания для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
14 февраля 2019 г. Цыбулин Г.В. обратился в Управление для передачи в собственность спорной квартиры, предоставленной по договору социального найма жилого помещения от 22 октября 2018 г. N 63.
В удовлетворении обращения Цыбулина Г.В. 26 марта 2019 г. (л.д. 16-17) было отказано в связи с отсутствием у Управления соответствующих полномочий.
При этом согласно пояснениям представителей ответчика Ивановой Д.В. и Сангаджиевой Е.Н. передача спорной квартиры в муниципальную собственность не произведена ввиду отсутствия у Управления всех необходимых документов, в том числе договора о безвозмездном пользовании квартирами, заключенного с администрацией г. Элисты.
Таким образом, Цыбулин Г.В. и члены его семьи по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения.
При таких данных судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требования истцов о признании за ними права собственности на спорную квартиру, поскольку при сложившихся обстоятельствах у истцов отсутствует фактическая возможность реализовать свое право на приватизацию жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение, включенное в специализированный (служебный) жилищный фонд, не подлежит приватизации без согласия его собственника, является необоснованным ввиду неправильного толкования норм материального права.
Как разъяснено в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
По смыслу приведенных разъяснений, в случае, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия 06 июня 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи: Б.П. Гонеева
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.