Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
судьи-председательствующего Шовгуровой Т.А,
судей Дорджиева Б.Д. и Джульчигиновой В.К,
при секретаре Динкиеве Г.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Габунщиной Э.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет, возложении на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанности по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия по апелляционным жалобам представителей ответчиков Шургучеева О.С. и Ользятиевой М.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г.
Заслушав судью-докладчика Джульчигинову В.К, выслушав возражения на апелляционные жалобы истца Габунщиной Э.Б, судебная коллегия
установила:
Габунщина Э.Б. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является пенсионером и получателем пенсии в размере 28 579 руб. 17 коп. за выслугу лет, назначенной решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 01 декабря 2012 г. как лицу, замещавшему государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" (далее - Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З). На 27 июля 2016 г, размер пенсии составлял 32322 руб. 13 коп. Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. вышеуказанный закон признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. данное решение Верховного Суда Республики Калмыкия оставлено без изменения. Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. N 207-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия" во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З признан утратившим силу.
09 июня 2018 г. принят Закон Республики Калмыкия N 291-V-3 "О ежемесячной компенсационной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия", регулирующий правоотношения по установлению ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, которым прекращена выплата пенсии за выслугу лет с 27 июля 2016 г. Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. закон признан недействующим. В настоящее время в республике отменены дополнительные гарантированные пенсионные права, новые не установлены. Исходя из требований Конституции Российской Федерации объем социальных гарантий не должен уменьшаться. С учетом уточнений просит суд взыскать с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия невыплаченную пенсию за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 31 мая 2019 г. в размере 1087395 руб. 45 коп.; обязать Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в указанном размере из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В судебном заседании истец Габунщина Э.Б. просила уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме, взыскать сумму задолженности по день вынесения решения.
В судебном заседании представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Хулхачиева В.С. просила в удовлетворении иска отказать, в обоснование возражений, не оспаривая право истца на получение пенсии за выслугу лет, сослалась на отсутствие закона и механизма выплаты такой пенсии.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г. исковые требования Габунщиной Э.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о взыскании невыплаченных сумм пенсии за выслугу лет удовлетворены. Взыскана с Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия в пользу Габунщиной Э.Б. невыплаченная сумма пенсии за выслугу лет за период с 27 июля 2016г. по 31 мая 2019г. в размере 1097220 руб. руб. 87 коп. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. Возложена обязанность на Министерство финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в размере 1097220 руб. руб. 87 коп. из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Республики Калмыкия Шургучеев О.С. просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, указывая на то, что Министерство финансов Республики Калмыкия не наделено полномочиями по перечислению денежных средств на счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Бюджетным законодательством не предусмотрено применение норм гражданского законодательства к бюджетным правоотношениям, поэтому суд в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N394-111-3 возложил такую обязанность.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Ользятиева М.П. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Принимая решение суд не учел, что правоотношения между сторонами возникли из публичных правоотношений, что исключает применение аналогии закона. Согласно определению Верховного Суда РФ от 02 декабря 2015 г. ссылка на Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854), предусматривающий право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не может быть принята во внимание. Суд установилистцу более льготные условия предоставления права на пенсию и фактически подменил собой органы законодательной и исполнительной власти республики. Отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих не может являться достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим государственные должности при прекращении полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения истца Габунщиной Э.Б. относительно жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Признавая требования Габунщиной Э.Б. обоснованными, соответствующими положениям Указа Президента РФ от 16 августа 1995 г. N 854, суд исходил из того, что отсутствие надлежащего правового регулирования в субъекте Российской Федерации - Республике Калмыкия в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих не является достаточным основанием для приостановления ранее назначенных социальных выплат лицам, замещавшим государственные должности при прекращении полномочий. При этом руководствовался положениями п.п. 1, 7 данного Указа Президента РФ.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствуют требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан регулируются, в частности, Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В настоящее время отсутствует единый федеральный закон, регулирующий деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в отличие от деятельности лиц, находящихся на государственной гражданской службе - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1, статья 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58 "О системе государственной службы Российской Федерации").
Поскольку гражданский служащий обеспечивает исполнение полномочий, в том числе и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, к правоотношениям в сфере пенсионного обеспечения (включая доплаты за выслугу лет) последних применимы нормы, регулирующие аналогичные отношения с гражданскими служащими субъекта Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 79) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58 "О системе государственной службы Российской Федерации".
Согласно пункту 11 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79 для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные правовые предписания содержатся в части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. N 166 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия, регламентирующие назначение пенсии за выслугу лет только федеральным государственным служащим, который закрепляет право государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Федеральный закон "О страховых пенсиях" правовое регулирование отношений, связанных с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, относит к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 2).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.
По смыслу Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 184) гарантии лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 г. N 230 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 г. N 79 "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона (п. 4 ст. 2.1 Федерального закона N 184).
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений названного указа исключительно за счет собственных средств.
Согласно части 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия от 12 мая 2009 г. N 94-IV-З "О лицах, замещающих государственные должности Республики Калмыкия" лицо, замещавшее государственную должность Республики Калмыкия, имеет право на пенсию за выслугу лет на основании и в порядке, установленном законом Республики Калмыкия.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 марта 2016 г. признан недействующим Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З (в редакции от 14 мая 2015 г.) "О пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия" со дня вступления решения в законную силу. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. N 42-АПГ16-6 вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
Законом Республики Калмыкия от 18 ноября 2016 г. N 207-V-З "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Калмыкия" признан утратившим силу во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. - Закон Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия".
Статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З предусматривалось право лица, замещавшего государственные должности Республики Калмыкия, на пенсию за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет указанному лицу устанавливалась в таком размере, чтобы сумма страховой пенсии по старости или по инвалидности и пенсии за выслугу лет составляла при замещении государственной должности свыше трех лет - 75 процентов их ежемесячного денежного вознаграждения.
09 июня 2018 г. Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия принят Закон N 291-V-З "О ежемесячной социальной выплате лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия", которым предусмотрено предоставление ежемесячной компенсационной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, должности государственной гражданской службы Республика Калмыкия. Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 27 июля 2016 г.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. указанный закон, регулировавший правоотношения, связанные с установлением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, признан недействующим и утратил силу со дня вступления решения суда в законную силу. Иной правовой механизм государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности в Республики Калмыкия, в настоящее время отсутствует.
Отменив действие Закона Республики Калмыкия от 22 февраля 2007 г. N 335-III-З об установлении лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, Республика Калмыкия не предусмотрела надлежащий механизм соответствующего возмещения.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции не был принят нормативный правовой акт Республики Калмыкия, определяющий порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности.
Между тем отсутствие правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, само по себе не может означать фактического лишения указанных лиц гарантированного федеральным законодателем права на дополнительное пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права.
Как видно из дела, Габунщина Э.Б. в период с 1995 г. по 2002 г. замещала государственную должность Республики Калмыкия - *********** (6 лет 4 месяца 9 дней). Стаж государственной гражданской службы - 20 лет.
Решением Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия N 425 от 26 ноября 2012 г. истцу с 01 декабря 2012 г. назначена пенсия за выслугу лет в размере 28579 руб. 17 коп.; выплата пенсии прекращена с 27 июля 2016 г, на момент прекращения выплаты размер ее пенсии составлял 32322 руб. 13 коп.
По сведениям Министерства финансов РК от 14 мая 2019 г. ежемесячное денежное вознаграждение лица, замещающего государственную должность ****, с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2018 г. составляет 64346 руб, с января 2019 г. по настоящее время 67616 руб.
Согласно справке УПФР в г. Элисте РК от 08 мая 2019 г. в период с 01 июля 2016 г. по настоящее время г. размер страховой пенсии по старости Габунщиной Э.Б. составляет: с 1 июня 2016г. по 31 марта 2017 г. - *** руб, с 01 апреля 2017 г. по 31 октября 2017 г. - ** руб, с 01 ноября 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - ** руб, с 01 марта 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - ** руб, с 01 января 2019 г. по настоящее время - ** руб.
Согласно расчету истца, с которым согласился суд первой инстанции и не оспорен ответчиками, пенсия за выслугу лет за период с 27 июля 2016 г. по 10 июня 2019 г. составляет 1097220 руб. 87 коп.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Республики Калмыкия, которое было гарантировано ранее действовавшим законодательством.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы жалобы Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о неправомерном применении судом к спорным правоотношениям положений Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу частей 1, 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами; в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Применение закона по аналогии обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений, направлено на защиту прав и законных интересов граждан, осуществление надлежащего правосудия.
В данном случае спор возник в связи с отсутствием соответствующего нормативного правового регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 предусмотрено, в частности, право лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавших денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Следовательно, применение судом к спорным правоотношениям сторон по аналогии положений названного Указа Президента Российской Федерации было обусловлено необходимостью восполнения пробела в правовом регулировании отношений, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Калмыкия, и направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, осуществление надлежащего правосудия.
Учитывая, что введенный в действие с 01 января 2002 г. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регламентирует условия назначения пенсии за выслугу лет только федеральным государственным гражданским служащим, ссылка на необходимость применения по аналогии положений данного закона при расчете пенсии за выслугу лет лицам, замещающим государственные должности субъектов Российской Федерации, является несостоятельной.
Вместе с тем, с решением в части возложения обязанности на Министерство финансов Республики Калмыкия по перечислению денежных средств из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия суд апелляционной инстанции не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации граждане не являются субъектами бюджетных отношений, соответственно, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, а также размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физических лиц какими-либо бюджетными полномочиями.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Статьями 6, 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 394-III-3 "О бюджетном процессе Республики Калмыкия", пунктом 7.8 Положения о Министерстве финансов Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 декабря 2005 г. N 418, установлено, что Министерство финансов Республики Калмыкия организует исполнение республиканского бюджета в соответствии с законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Также из положений статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что счет бюджета Республики Калмыкия открыт Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия, который осуществляет операции со средствами республиканского бюджета.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе перечисление денежных средств на счета главных распорядителей бюджетных средств осуществляется органами Федерального казначейства (ст.ст. 215.1, 220.1 Бюджетного кодекса РФ).
В связи с этим Министерство финансов Республики Калмыкия не наделено полномочиями по перечислению денежных средств на счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия.
Отношения между финансовым органом и главным распорядителем бюджетных средств, как участниками бюджетного процесса, регламентируются бюджетным законодательством, в частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 394-III-3 "О бюджетном процессе Республики Калмыкия".
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Бюджетным законодательством не предусмотрено применение норм гражданского законодательства к бюджетным правоотношениям.
Таким образом, с учетом изложенного, обжалуемое решение в части удовлетворения требования Габунщиной Э.Б. об обязании Министерства финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в размере 1097220 руб. 87 коп. из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в этой части в иске.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
о
п р е д е л и л а :
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 июня 2019 г. в части удовлетворения требования Габунщиной Э.Б. об обязании Министерства финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в размере 1097220 руб. 87 коп. из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - отменить.
В удовлетворении исковых требований Габунщиной Э.Б. об обязании Министерства финансов Республики Калмыкия перечислить денежные средства в размере 1097220 руб. 87 коп. из республиканского бюджета на лицевой счет Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия - отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Т.А. Шовгурова
Судьи Б.Д. Дорджиев
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.