Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Бажанова А.О,
судей Михеева О.С. и Тамарова Ю.П,
при секретаре Щетининой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного истца Зарубина М.В. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О, судебная коллегия
установила:
Зарубин М.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения Лямбирской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3.
В обоснование иска указал, что решением Лямбирской территориальной избирательной комиссии от 26 июля 2019 г. N "N" ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3.
Полагает, что юридических оснований для отказа не имелось, поскольку подписи избирателей в подписных листах, представленных им в избирательную комиссию, подлежали признанию действительными как соответствующие требованиям федерального законодательства.
Считая, что основания для отказа в его регистрации кандидатом отсутствовали, просил отменить решением Лямбирской территориальной избирательной комиссии от 26 июля 2019 г. N "N", обязать зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 августа 2019 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм процессуального права. Указывает, что судом первой инстанции не производилось исследование материалов дела; ошибочен вывод суда первой инстанции об имевшем место самовыдвижении в кандидаты депутатов; выводы суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела; подписи исполнены избирателями, обладающими активным избирательным правом собственноручно, что подтверждает их волеизъявление, каких-либо исправлений в подписном листе не вносилось.
В судебном заседании истец Зарубин М.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Лямбирской территориальной избирательной комиссии Кочетова Н.И, представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия Болтунов В.В. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Мордовия Межевова Ю.В. в заключении полагала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Аналогичное правовое регулирование содержится в пункте 6 статьи 92 пунктах 7 - 9 статьи 44 Закона Республики Мордовия от 19 февраля 2007 г. N 16-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Мордовия" (далее Закон 16-З).
Из материалов дела следует, что решением Лямбирской территориальной избирательной комиссии N "N" от 19 июня 2019 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3.
В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия N "N" от 24 марта 2008 г. полномочия избирательной комиссии Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по организации подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования возложены на Лямбирскую территориальную избирательную комиссию.
Решением Лямбирской территориальной избирательной комиссии N "N" от 21 июня 2019 г. определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия первого созыва, и предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, согласно приложению к настоящему решению (для регистрации кандидата, выдвинутого по Школьному одномандатному избирательному округу N 3 на выборах депутатов Совета депутатов Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия первого созыва, необходимо собрать 10 подписей избирателей, предельное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата - 14 подписей избирателей).
17 июля 2019 г. Зарубиным М.В. как кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия первого созыва в Лямбирскую территориальную избирательную комиссию представлены документы для регистрации в качестве такового.
Решением избирательной комиссии N "N" от 26 июля 2019 г. Зарубину М.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3 на основании пункта 7 части 7 статьи 44 Закона N 16-3, подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив, что у Лямбирской территориальной избирательной комиссии имелись законные основания для отказа Зарубину М.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Решение суда основано на установленных по делу обстоятельствах при применении норм материального права, подлежащих применению при регулировании спорных правоотношений, а именно Федерального закона N 67-ФЗ, Закона Республики Мордовия N 16-З.
Частью 1 статьи 38.1 Закона N 16-З установлено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии 5 статьи 39 Закона N 16-З сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется с использованием подписного листа, изготовленного по форме, установленной Федеральным законом об основных гарантиях. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Избиратель, согласно пункту 6 статьи 39 Закона N 16-З, ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства (относительно иностранных граждан, участвующих в выборах депутатов представительного органа муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Закона, - указанный в виде на жительство), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
Согласно части 5 статьи 43 Закона N 16-З по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Подписи избирателей могут быть признаны недостоверными и (или) недействительными по основаниям, установленным Федеральным законом об основных гарантиях.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 8 статьи 39 Закона N 16-З подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.
Согласно пункту 6.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичные положения содержаться в подпункте 7 пункта 7 статьи 44 Закона N 16-З.
Довод апелляционной жалобы о том, что Зарубину М.В. как кандидату, выдвинутому объединением Политическая партия "Российский Объединенный Трудовой Фронт" не требовалось предоставлять подписи избирателей, что также свидетельствует о незаконности обжалуемого решения территориальной избирательной комиссии, отклоняется. Ранее о данном основании своих исковых требований Зарубин М.В. не заявлял. В суде апелляционной инстанции не применяются правила, согласно которым административный истец может изменить основания административных исковых требований (часть 9 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Административный иск Зарубина М.В, разрешенный судом первой инстанции, основан именно на том, что кандидат обязан был предоставить в избирательную комиссию подписной лист с 10 подписями избирателей. В материалах дела отсутствуют сведения, ставящие под сомнение данное обстоятельство.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при вынесении решения об отказе в регистрации Зарубина М.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов Первомайского сельского поселения первого созыва Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по Школьному одномандатному избирательному округу N 3, Лямбирская территориальная избирательная комиссия не допустила нарушений норм действующего законодательства.
Вопреки доводу апелляционной жалобы судом первой инстанции произведено исследование материалов дела, доказательствам, имеющимся в материалах дела, дана надлежащая оценка.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку при сопоставлении сведений, указанных в документе органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, со сведениями об избирателях, указанным в приведенных выше строках подписных листов, не установлено их соответствие друг другу, следовательно, перечисленные подписи избирателей не могут быть признаны достоверными.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается то обстоятельство, что Зарубин М.В. является выдвиженцем от избирательного объединения Политическая партия " "данные изъяты"", между тем указание в судебном решении на то обстоятельство, что административный истец является самовыдвиженцем, не может повлечь отмену или изменение законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Лямбирской территориальной избирательной комиссии оснований для признания недействительными всех представленных Зарубиным М.В. подписей избирателей в подписном листе в поддержку своего выдвижения по мотиву несоздания им избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
В суде апелляционной инстанции представитель Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия пояснил, что Зарубин М.В. осуществил фактическое финансирование своей избирательной кампании, т.к. понёс расходы в связи с использованием одного листа формата А-4 на изготовление подписного листа и на использование авторучки, а также дословное его уведомление, направленное в Лямбирскую территориальную избирательную комиссию, не содержало заявления о том, что финансирование избирательной кампании не будет производиться.
Данный довод опровергается протоколом судебного заседания суда первой инстанции, согласно которому представитель административного ответчика пояснил, что Зарубин М.В. подал уведомление о том, что не создает избирательный фонд, т.к. финансирование избирательной кампании не будет производиться. При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что административный ответчик, на котором лежит бремя доказывания законности обжалуемого решения, не представил доказательства, опровергающие уведомление кандидата о нефинансировании избирательной кампании.
При рассмотрении административного дела Зарубин М.В, как верно установлено судом первой инстанции, уведомил Лямбирскую территориальную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о несогласии с оспариваемым решением в части признания недействительными всех подписей избирателей является верным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом исследования и надлежащей оценки последнего и не опровергают правомерность постановленного по делу решения, поскольку направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, впрочем, как и нарушений норм материального права, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Зарубина М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий А.О. Бажанов
судьи О.С. Михеев
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.