СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А,
судей Захваткина И.В, Круковской А.В,
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 8 августа 2019 г. дело по апелляционной жалобе Арбаковой В.Ф. на решение Печерского городского суда Республики Коми от 18 июня 2019 г, по которому
Исковые требования Арбаковой В.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Печоре Республики Коми (межрайонное) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с учетом индексации оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арбакова В.Ф. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Печоре (межрайонному) с иском о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с учетом индексации, указывая, что обратилась в пенсионный орган с заявлением об индексации пенсии по старости на 7,5% как неработающему пенсионеру, однако решением пенсионного органа в индексации пенсии отказано, так как является приемным родителем несовершеннолетних М, "Дата обезличена" г.р. и Н, "Дата обезличена" г.р. С решением ответчика истец не согласна, поскольку по ранее рассмотренному делу она признана неработающим пенсионером.
Ответчиком иск не признан.
Судом принято приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Арбакова В.Ф. обратилась в суд с апелляционной жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом первой инстанции установлено, что Арбакова В.Ф. с 21.08.1997 г. является получателем страховой пенсии по старости.
Распоряжением отдела опеки и попечительства по г.Печора Агентства Республики Коми по социальному развитию N 3/30-1 от 20 марта 2012 года Арбакова В.Ф. назначена опекуном, осуществляющим обязанности возмездно, над несовершеннолетними М, "Дата обезличена" г.р. и Н, "Дата обезличена" г.р.
На основание заключенных с Агентством Республики Коми по социальному развитию договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 20 марта 2012 года Арбаковой В.Ф. как приемному родителю несовершеннолетние дети переданы на воспитание в приемную семью. Договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью заключены с Арбаковой В.Ф. в последующем: в 2013-2019 годах.
Договорами предусмотрена выплата вознаграждения приемному родителю в соответствии с Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью".
В январе 2019 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением об индексации пенсии как неработающий пенсионер. Пенсионным органом индексация страховой пенсии по старости истцу произведена не была в связи с получением на возмездной основе вознаграждения в качестве оплаты труда приемного родителя по договорам.
Исследовав собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" (с изменениями), размер вознаграждения одному приемному родителю составляет 2950 рублей и зависит от количества принятых на воспитание в семью детей. Выплата вознаграждения приемным родителям, установленного статьей 7 вышеуказанного Закона, осуществляется с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате устанавливаемых для учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов, муниципальными образованиями на территории Республики Коми. Вознаграждение приемным родителям (родителю) индексируется законом Республики Коми.
Из изложенных норм следует, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
При начислении и выплате вознаграждения приемному родителю ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" перечисляет страховые взносы и налоги в соответствии с законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и Налоговым кодексом РФ.
Из выписки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Арбаковой В.Ф. следует, что страхователем Государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора" перечислена сумма страховых взносов на страховую часть пенсии Арбаковой В.Ф. за период с 20.03.2012 года по 31.12.2018 года с указанием работы в расчетный период на основании договоров о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. В связи с чем истцу ежегодно с 01 августа производился перерасчет страховой пенсии по страховым взносам.
Из лицевого счета Арбаковой В.Ф. и справки, выданной Государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печора", следует, что размер вознаграждения, выплачиваемого истцу, составляет... руб. на каждого ребенка, заработная плата истца в месяц составляет... руб, из дохода удерживается НДФЛ в сумме... руб. ежемесячно. С учетом удержаний среднемесячный доход составляет... руб.
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из приведенных положений закона, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Арбакова В.Ф. относится к категории работающих лиц, в связи с чем у ответчика не возникает обязанность по индексации страховой пенсии и размера фиксированной выплаты в соответствии со ст. ст. 16 и 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях.
Ссылки Арбаковой В.Ф. на вступившее в законную силу решение обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку в соответствии со ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу. Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно, оценка исследованных доказательств соответствует требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы Арбаковой В.Ф. не содержат указаний на обстоятельства, которые не были установлены судом первой инстанции и им не дана оценка при вынесении решения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Арбаковой В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.