СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А,
судей Шерстнёвой А.А, Щелканова М.В,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе СМ, действующей в интересах С, на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 июня 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований СМ в интересах С к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным отказа филиала "Номер обезличен" ГУ РО ФСС РФ по РК в г. Воркуте N 01-01-42/07-723з от 01.02.2019 в выдаче средств технической реабилитации, возложении обязанности на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми выдать СМ для инвалида С средства технической реабилитации на 2019 год, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации "Номер обезличен" от "Дата обезличена": противопролежневую подушку из вязкоэластичного полиуретана COD-J-T "Armed", кресло-стул с санитарным оснащением KY 896, подгузники SENI standard air medium, TENA slib Original medium, кресло-коляску базовую прогулочную с ручным приводом TM "Armed", кресло-коляску комнатную с ручным приводом "Флагман-3" - отказано.
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А, объяснения представителя ответчика Т, судебная коллегия
установила:
СМ, действуя в интересах С, обратилась с иском с учетом уточнений о признании незаконным отказа в выдаче средств технической реабилитации и возложении обязанности выдать средства технической реабилитации: противопролежневой подушки из вязкоэластичного полиуретана CQD-J-T "Armed"; кресло - стул с санитарным оснащением KY 896; подгузники SENI standard air medium (2), NENA slip Original medium (размер М (2) впитываемость до 1700 мл, 90 шт. в месяц); кресло-коляску базовую прогулочную с ручным приводом 3000 (17, 18, 19 дюймов) TM "Armed";кресло-коляску комнатную с ручным приводом "Флагман-3". Просила признать незаконным отказ филиала N 1 ГУ РО ФСС РФ по РК в г. Воркуте N 01-01-42/07-723з от 01.02.2019 в выдаче средств технической реабилитации и обязать ответчика выдать СМ для инвалида С средства технической реабилитации на 2019 год в соответствии с индивидуальной программой реабилитации "Номер обезличен" от "Дата обезличена", согласно указанного ею списка.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика с Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Филиал N 1 в городе Воркуте на надлежащего Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали в части обеспечения креслом-коляской ручной с ручным приводом, креслом-стулом с санитарным оснащением, указав, что подгузниками обеспечена, срок использования противопролежневой подушки и кресла-коляски прогулочной не истек.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом возражений ответчика, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено, что С, "Дата обезличена" года рождения инвалид с детства, с "Дата обезличена" ей установлена... группа инвалидности на срок - бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида "Номер обезличен" от "Дата обезличена", действующей бессрочно, С нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации: противопролежневой подушкой - 1 раз в 3 года; подгузниками - 90 штук в месяц; кресло-стулом с санитарным оснащением - 1 раз в 4 года; кресло-коляской прогулочной - 1 раз в 4 года; кресло-коляской комнатной - 1 раз в 6 лет.
31.01.2019 С через портал Госуслуги обратилась в Филиал "Номер обезличен" Регионального отделения Фонда с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации: подгузников (90 шт.), кресла-коляски комнатной, с приложением индивидуальной программы реабилитации от 19.03.2013. На другие технические средства реабилитации в указанном заявлении просьбы не содержалось.
01.02.2019 ответчиком был дан ответ о том, что индивидуальной программой реабилитации от 19.03.2013 г. N 478 ребенку-инвалиду установлена нуждаемость в технических средствах, однако, их размер и параметры не указаны. Для обеспечения С подгузниками и креслом-коляской комнатной истцу предложено предоставить индивидуальную программу реабилитации с указанием вида технических средств реабилитации в соответствии с Классификацией. Рекомендовано обратиться в медицинскую организацию для получения заключения о нуждаемости в технических средствах реабилитации и для оформления направления на освидетельствование в бюро МСЭ.
После получения указанного письма, истец обратился в медицинское учреждение по месту жительства, ей предоставлена выписка из акта врачебной комиссии "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о том, что С нуждается в абсорбирующем белье-подгузниках для взрослых "Номер обезличен" в месяц, размер М, впитываемостью до 1700мл, в дальнейшем дан ответ ГБУЗ "Воркутинской поликлиникой" от 22.03.2019 г. о том, что С нуждается в подгузниках для взрослых размер М с полным влагопоглощением не менее 1800 г, классификация 22-01-09 согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 N 86н.
В ходе рассмотрения дела в отношении С проведена медико-социальная экспертиза гражданина N 474.23.11/2019 от 08.05.2019 и разработана новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями МСЭ от 08.05.2019 N 263.23.11/2019.
Согласно новой ИПРА С нуждается с 08.05.2019 г и бессрочно в кресле-коляске с ручным приводом комнатной (7-01-01); кресло-коляске с ручным приводом прогулочной (7-02-01), противопролежневой подушке гелевой - 1 шт. (10-02-02), подгузниках для взрослых размер М с полным влагопоглощением не менее 1300, 3 шт. в сутки (22-01-08); кресло-стулом с санитарным оснащением (23-01-02).
13.05.2019 г. истцом подано заявление в адрес ответчика о предоставлении указанных средств технической реабилитации, ответчиком принято решение о постановке на учет по обеспечению техническими средствами: креслом-коляской с ручным приводом комнатной (7-01-01), кресло-стулом с санитарным оснащением (23-01-02), подгузниками для взрослых размер М, с полным влагопоглощением не менее 1300 (22-01-08) и кресло-стулом с санитарным оснащением (23-01-02). Согласно акту сдачи - приемки от 16.05.2019 г. истцу выданы подгузники размером М 180 штук.
Разрешая исковые требования, суд с учетом фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, которым утверждены Правила о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку индивидуальная программа реабилитации инвалида от 19.03.2013 г. N 478 не соответствовала критериям, предъявляем к индивидуальной программе реабилитации, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 N 86н, соответственно отказ филиала N 1 ГУ РО ФСС РФ по РК в г. Воркуте N 01-01-42/07-723з от 01.02.2019 в выдаче средств технической реабилитации признается законным и обоснованным
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Технические средства реабилитации инвалидов, указанные в ст. 11 данного закона и предусмотренные "Перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду", утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N 2347-р, предоставляются инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В пункте 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено предоставление инвалидам государственных гарантий по проведению реабилитационных мероприятий, получению технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, с учетом условия об обязательном исполнении Индивидуальной программы реабилитации инвалида.
При этом, объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых Индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2017 г. N 888н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации", который вступил в действие с 18.03.2018 года. Данный Перечень содержит описание технических средств реабилитации, в том числе кресла-коляски (пункт 7), подгузники (пункт 22), кресла-стула с санитарным оснащением (пункт 23) и их виды, а также медицинские показания и противопоказания к использованию конкретного вида технических средств реабилитации.
Как усматривается из содержания ИПР С от 19.03.2013 ответчиком были выполнены требования, установленные указанным выше нормативным актом.
Данный вывод суда подтверждается также и положениями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ N 486н от 13.06.2017 года "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм".
Так, в силу пункта 9 приказа при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида. При необходимости внесения исправлений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных или абилитационных мероприятий инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется и выдается новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Аналогичные условия внесения исправлений в ИПР предусмотрены п. 34 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Таким образом, у ответчика не было правовых оснований для удовлетворения заявления СМ от 31.01.2019, в связи с чем ответчик обоснованно рекомендовал оформить новую ИПРА.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на обеспечение истца ранее всеми средствами технической реабилитации без проблем основаны на неправильном толковании норм права.
Кроме того, в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представителем ответчика представлены документы, подтверждающие направление в адрес С кресла-коляски с ручным приводом комнатной, кресла-стула с санитарным оснащением без колес.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу СМ, действующей в интересах С, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.