Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Королевой С.В. и Тарасовой Р.П.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 6 мая 2019 года по иску Г.В.Н. к государственному казенному учреждению Республики Карелия "Центр занятости населения Республики Карелия" о взыскании упущенной выгоды и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.В.Н. обратился с иском к Агентству занятости населения Сортавальского района по тем основаниям, что решением Сортавальского городского от 17 мая 2018 года признано незаконным бездействие ГКУ РК "Центр занятости населения Сортавальского района", на ответчика возложена обязанность принять решение о признании истца безработным и назначить ему пособие по безработице. Истец полагал, что в результате бездействия ответчика он был лишен права на получение мер социальной защиты, бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости, права на бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. Он также был лишен права на содействие государства в переезде и пререселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и выплате единовременного пособия безработным гражданам и членам его семьи в случае переселения в пределах Республики Карелия, которое составляет (... )
Ссылаясь на положения статей 15, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с Агентства занятости населения города Сортавальского района упущенную выгоду в размере (... ) и компенсацию морального вреда - (... ) Уточнив исковые требования, истец, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года N 1423 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год", просил взыскать с ответчика упущенную выгоду в размере (... )
К участию деле в качестве соответчика привлечено государственное казенное учреждение Республики Карелия "Центр занятости населения Республики Карелия", структурным подразделением которого является Агентство занятости населения Сортавальского района.
Определением суда производство по делу в части требования Г.В.Н. к Агентству занятости населения Сортавальского района прекращено в связи с отказом истца от исковых требований к данному ответчику.
Решением суда в удовлетворении иска отказано. Взыскана с Г.В.Н. в бюджет Сортавальского муниципального района государственная пошлина - (... )
С решением суда истец не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции и удовлетворить иск. По мнению истца, обжалуемое судебное решение противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколам к ней. Судом не сделаны выводы относительно того, был ли он лишен права на содействие в переезде и в переселении в другую местность для трудоустройства в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в с связи с незаконным отказом в признании его безработным в период с 27 мая 2017 года по 17 мая 2018 года. Считает ошибочным вывод суда о том, что при разрешении требования о компенсации морального вреда подлежит доказыванию факт перенесенных нравственных страданий. Между тем, ответчиком не заявлялось возражений относительно требования о компенсации морального вреда. После рассмотрения дела истцом был получен ответ из Прокуратуры Республики Карелия, в котором сообщается о выявленном в ходе проведения антикоррупционной экспертизы несоответствии Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости антикоррупционному законодательству, при этом обнаруженные нарушения делают невозможным получение услуги полностью.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что ранее, 27 января 2017 года Г.В.Н. обратился в ГКУ РК "Центр занятости населения Сортавальского района", предоставив паспорт, трудовую книжку, справку о средней заработной плате от 27 января 2017 года ООО АСМ "Мир", ИНН, СНИЛС, военный билет, сведения о банковских реквизитах, документы, повреждающие квалификацию, решение Сортавальского городского суда от 23 декабря 2016 года о взыскании с ООО "Строительная компания "Возрождение" в пользу Г.В.Н. среднего заработка за время вынужденного прогула с 14 сентября 2016 года по 23 декабря 2016 года и компенсации морального вреда. С 27 января 2017 года Г.В.Н. зарегистрирован в ГКУ РК "Центр занятости населения Сортавальского района" в целях поиска подходящей работы как занятый гражданин. В признании Г.В.Н. безработным было отказано.
Решением Сортавальского городского суда от 17 мая 2018 года, вступившим в законную силу 21 июня 2018 года, признано незаконным бездействие ГКУ РК "Центр занятости населения Сортавальского района", на ответчика возложена обязанность принять решение о признании Г.В.Н. безработным и назначить ему пособие по безработице с даты обращения с заявлением к ГКУ РК "Центр занятости населения Сортавальского района", т.е. с 27 января 2017 года.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года N 1423 на 2018 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере (... ) и максимальная величина пособия по безработице в размере (... ) (в Республике Карелия с учетом районного коэффициента минимальная величина - (... ) максимальная - (... )
Из материалов дела следует, что Г.В.Н. в январе 2019 года встал на учет в ГКУ РК "Центр занятости населения города Сортавала" в двадцатый раз. Согласно трудовой книжке, Г.В.Н. не работал с ХХ.ХХ.ХХ. Последний период осуществления предпринимательской деятельности Г.В.Н. - с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
Г.В.Н. в соответствии с приказами ГКУ РК "Центр занятости населения города Сортавала" от 18 мая 2018 года установлена продолжительность периода выплаты пособия по безработице в размере (... ). на 6 месяцев с 27 января по 26 июля 2017 года, также на 6 месяцев с 27 января по 26 июля 2018 года
Согласно абзацу 12 пункта 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги в виде содействия безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Статьей 22.1 указанного Закона предусмотрено, что органы службы занятости содействуют безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Органы службы занятости содействуют безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка. Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка. Размеры финансовой поддержки, порядок и условия ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений п.п. 1, 4, 5, 12 Федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утвержденного приказом Минтруда России от 07 марта 2013 года N 92н, указанный стандарт направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (далее - государственная услуга). Государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения заявителям - гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение безработного гражданина в государственное учреждение службы занятости населения с заявлением о предоставлении государственной услуги или согласие безработного гражданина с предложением о предоставлении государственной услуги, выданным государственным учреждением службы занятости населения. Финансовая поддержка оказывается безработному гражданину при переезде и безработному гражданину и членам его семьи при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 апреля 2012 года N 142-П утверждено Положение о порядке, условиях предоставления и размерах финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, согласно пункту 14 которого размер единовременного пособия безработным гражданам и членам их семей в случае переселения в пределах Республики Карелия устанавливается в зависимости от территории переселения и составляет для территорий переселения с районным коэффициентом к заработной плате 1,4 - (... ). Для получения указанной финансовой поддержки необходимы, в том числе, заявление о предоставлении финансовой поддержки с соответствующими документами (п.п. 9, 16) и принятия соответствующего решения (п.21).
В ходе рассмотрения дела не было установлено, что Г.В.Н, постоянно проживающий в (... ), обращался с заявлением к ответчику о предоставлении ему финансовой поддержки при переезде с предоставлением необходимых документов или получал от ответчика соответствующее направление о переселении в другую местность для трудоустройства.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие необходимость финансовой поддержки истца со стороны ответчика, судебная коллегия полагает что вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании упущенной выгоды является обоснованным. В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда.
Выявленные Прокуратурой Республики Карелия в ходе проведения антикоррупционной экспертизы несоответствия Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости антикоррупционному законодательству ввиду вышеизложенного не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы относительно требований о компенсации морального вреда основаны на неверном толковании норм материального права и не являются основаниями для отмены решения суда по следующим основаниям.
Отказом ответчика в признании Г.В.Н. безработным были нарушены его имущественные права. В силу статьи 151 ГК РФ (компенсация морального вреда) возложение судом на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда возможно только в случаях, указанных законом. Между тем Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не содержит прямого указания на право требования компенсации морального вреда, а статья 150 ГК РФ (нематериальные блага) не относит право на защиту от безработицы к числу прав, нарушение которых дает возможность получения компенсации морального вреда. Таким образом, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы истца не опровергают правильность выводов суда, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах дела, установленных и исследованных судом в соответствии со статьями 12, 56, 67 ГПК РФ и не могут служить основанием к отмене решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу положений статей 98 ГПК РФ, пункта 2 статьи 333.20, статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, не уплаченная Г.В.Н. при подаче апелляционной жалобе в размере 150 руб. в связи с предоставленной отсрочкой, подлежит взысканию с истца в доход бюджета Петрозаводского городского округа.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 6 мая 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Взыскать с Г.В.Н. в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере (... ).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.