Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И,
судей Соляникова Р.В, Щепалова С.В.
при секретаре Сафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 мая 2019 г. по административному исковому заявлению Арсеньевой Г.В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что во владении АрсеньевойГ.В. находятся два сформированных земельных участка с кадастровыми номерами (... ), для которых установлен вид разрешенного использования - для дачного строительства. На неоднократные обращения с просьбой перевести земельные участки из категории "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" административному истцу было отказано. В целях получения земельных участков в собственность АрсеньеваГ.В. (... ) обратилась к административному ответчику с заявлениями о переводе указанных земельных участков из категории земель "земли запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения". В ответе от (... ) административный ответчик сообщил, что заявителем не указана категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, и предложил обратиться в орган местного самоуправления, на территории которого расположены указанные земельные участки, для изменения границ населенного пункта. Также административный ответчик обосновал невозможность испрашиваемого перевода ограничениями, установленными ч. 13 ст.65 ВКРФ. Полагая, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, вследствие которого невозможно приобретение участков в собственность, административный истец просила обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - министерство) перевести земельные участки в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", ссылаясь на возможность ведения дачного хозяйства в водоохранной зоне, а также на отсутствие доказательств нахождения участка в прибрежной защитной полосе.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает на доказанность факта подачи заявлений о переводе земельных участков из одной категории в другую. В ее собственности находится жилой дом, участок под которым сформирован и поставлен на кадастровый учет. (... ) администрация Мийнальского сельского поселения отказала Арсеньевой Г.В. во включении земельного участка в состав населенного пункта (... ) по мотивам удаленности земельного участка от границ населенного пункта. Законность эксплуатации жилого дома не оспаривается. Площадь земельного участка не превышает предельный размер, установленный документами территориального планирования Мийнальского сельского поселения. Положения п. 6 ст. 27 ЗК РФ не распространяются на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Является ошибочным вывод о том, что земли сельскохозяйственного назначения подвергаются поверхностной обработке в обязательном порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Республики Карелия, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просило оставить решение без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец и ее представитель Яружин Ю.Э. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика и Правительства Республики Карелия Ильин А.А. возражал против отмены решения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Спорные земельные участки с кадастровыми номерами (... ) площадью по (... ) кв.м, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, относятся к землям запаса, являются временно учтенными до (... ) Какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие АрсеньевойГ.В, на них отсутствуют.
Согласно Единому государственному реестру недвижимости административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (... ), площадью (... ) кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства. Границы данного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
На указанном участке расположен жилой дом, находящийся в собственности административного истца (регистрация права собственности произведена (... )).
(... ) административным истцом в адрес министерства направлено два заявления о переводе земельных участков с кадастровыми номерами (... ) из земель запаса в разрешенную в данной зоне категорию в целях предоставления участков в собственность, указав при этом в отношении последнего участка на исключительное право приобретения его в собственность как собственник расположенного на нем здания (пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ).
Ответами административного ответчика от (... ) в таком переводе административному истцу отказано, в том числе, по мотивам того, что спорные земельные участки расположены в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера, в связи с чем использование участка по испрашиваемому назначению нарушит ограничения, установленные ч.ч. 15, 17 ст. 65 ВК РФ.
Предметом настоящего иска является возложение на министерство обязанности перевести обозначенные земельные участки из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изменение категории земельных участков на земли сельскохозяйственного использования приведет к нарушению режима прибрежной защитной полосы.
Судебная коллегия находит данный вывод обоснованным.
Полномочия по принятию и рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и направлению их в Правительство Республики Карелия для принятия решения по существу в силу положений ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" и пп.17 п. 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 N 390-П, осуществляются административным ответчиком.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 настоящего Кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Как следует из дела, спорные земельные участки согласно карте функциональных зон, карте границ населенных пунктов, входящих в состав Правил землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения, расположены в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе Ладожского озера.
Письмом Карельского филиала ФГБУ "Главрыбвод" от (... ) подтверждается, что Ладожское озеро имеет особо ценное рыбохозяйственное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ).
Согласно ч. 13 ст. 65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 ВК РФ).
В силу п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с п. 2 ст. 78 ЗК РФ.
Ведение садоводства, как это следует из Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, и под который подпадает вид разрешенного использования спорных земельных участков (п. 7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), представляет собой осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
Следовательно, испрашиваемое целевое назначение обозначенных земельных участков, как предполагающее осуществление деятельности, запрещенной ч. 17 ст. 65 ВК РФ, исключает возможность перевода участков в земли сельскохозяйственного назначения.
По этим же основаниям распоряжениями Правительства Республики Карелия от 17 марта 2014 г. N 136р-П, N 137р-П, от 16 июня 2014 г. N 343-р-П, N 354р-П администрации Лахденпохского муниципального района ранее уже было отказано в переводе данных земельных участков в земли сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 21 мая 2019 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.