Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Комиссаровой Л.К.,
судей Уряднова С.Н, Димитриевой Л.В,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Пакова Д.С. к обществу с ограниченной ответственностью "Адванс Ассистанс" о защите прав потребителя, поступившее по апелляционной жалобе Пакова Д.С. и его представителя Миндрюковой Т.С. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Уряднова С.Н, судебная коллегия
установила:
Паков Д.С. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Адванс Ассистанс" (далее - ООО "Адванс Ассистанс") о защите прав потребителя, мотивируя исковые требования тем, что им с целью приобретения автомобиля... был заключен с обществом с ограниченной ответственностью "Сетелем Банк" (далее - ООО "Сетелем Банк", Банк) договор о предоставлении целевого потребительского кредита на приобретение автотранспортного средства N от 14 декабря 2018 года сроком на 36 месяцев под 13,9% годовых. Согласно кредитному договору ООО "Сетелем Банк" предоставило ему денежные средства в размере 560703 руб, из которых 493000 руб. на приобретение транспортного средства стоимостью 838000 руб, 67703 руб. на оплату дополнительных услуг, в том числе 50000 руб. в счет оплаты стоимости подключения к программе помощь на дорогах в рамках карты N путем оформления заявления о принятии публичной оферты об оказании услуг VIP-assistance (карта "Privilege"). Согласно публичной оферте ответчик ООО "Адванс Ассистанс" взяло на себя обязанность оказывать перечисленные в п. 1.1 услуги, такие как аварийный комиссар, получение справок из МВД и Гидрометцентра, доставка документов, круглосуточная эвакуация автомобиля, техническая помощь, трезвый водитель, трансфер, поиск автомобиля, юридическая консультация по транспорту, персональный менеджер, независимая экспертиза автотранспорта, консьерж. Центральным Банком России введено понятие "период охлаждения" - это срок, в период которого потребитель вправе расторгнуть страховой договор и вернуть оплаченную страховую премию в полном объеме.
Продолжительность данного периода с 1 января 2018 года установлена 14 календарный дней. 24 декабря 2018 года он обратился в адрес ответчика ООО "Адванс Ассистанс" с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных за подключение к указанной программе, однако денежные средства ему не возвращены. С момента принятия публичной оферты (предложения о заключении договора об оказании услуги VIP-assistance (карта "Privilege") и до настоящего времени он не пользовался услугами ответчика, следовательно у ООО "Адванс Ассистанс" отсутствуют фактически понесенные расходы, связанные с исполнением договора.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец Паков Д.С. просил взыскать с ООО "Адванс Ассистанс" в свою пользу денежные средства в размере 50000 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50%.
Козловский районный суд Чувашской Республики, рассмотрев предъявленные Паковым Д.С. исковые требования, 29 апреля 2019 года принял решение, которым постановил:
"Иск Пакова Д.С. к обществу с ограниченной ответственностью "Адванс Ассистанс" удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Адванс Ассистанс" в пользу Пакова Д.С. уплаченную по договору денежную сумму в размере 16000 руб, денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 8500 руб, а всего 25500 (двадцать пять тысяч пятьсот) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Пакова Д.С. отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Адванс Ассистанс" в доход бюджета Козловского района Чувашской Республики государственную пошлину в размере 1235 (одна тысяча двести тридцать пять) руб.".
С принятым по делу решением не согласились истец Паков Д.С. и его представитель Миндрюкова Т.С, подавшие апелляционную жалобу на предмет его изменения по мотивам незаконности и необоснованности с принятием нового решения об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы истец и его представитель указали на то, что истец отказался от заключенного с ответчиком договора об оказании услуг VIP-assistance (карта "Privilege") в установленный Указанием Центрального Банка России "период охлаждения" для расторжения договора страхования и при таких обстоятельствах ООО "Адванс Ассистанс" обязано было вернуть всю уплаченную им страховую премию в размере 50 000 руб, а не только 13183 руб. Удержание ответчиком 20817 руб. за предоставление возможности пользоваться сервисами помощи на дороге в первый месяц действия, при том, что истец такой возможностью не пользовался, считают неправомерным и, кроме того, противоречащим вышеуказанному Указанию Центрального Банка РФ. Взысканную в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 1000 руб. считают необоснованно заниженной при предъявленной к взысканию компенсации всего в сумме 5000 руб, отвечающей требованиям разумности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Пакова Д.С. Миндрюкова Т.С. апелляционную жалобу поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 декабря 2018 года между ООО "Сетелем Банк" и Паковым Д.С. заключен договор о предоставлении целевого потребительского кредита на приобретение автотранспортного средства N, по условиям которого Банк предоставил Пакову Д.С. кредит в размере 560703 руб. сроком на 36 месяцев под 13,9 % годовых, из которых 493000 руб. на оплату стоимости автотранспортного средства, приобретаемого заемщиком за счет кредитных средств, и 67703 руб. на оплату иных потребительских нужд.
Согласно выписке по лицевому счету Пакова Д.С, во исполнение взятых обязательств по кредитному договору 14 декабря 2018 года ООО "Сетелем Банк" зачислена на счет клиента денежная сумма в размере 560703 руб, с последующим списанием суммами 2200 руб, 15503 руб, 50000 руб. и 493000 руб. по заявлениям Пакова Д.С. на сторонние счета контрагентов.
14 декабря 2018 года между Паковым Д.С. (заказчик) и ООО "Адванс Ассистанс" (исполнитель) в офертно-акцептной форме был заключен договор об оказании услуг VIP-assistance (Программа "Privilege") сроком на 2 года с 14 декабря 2018 года по 13 декабря 2020 года.
В соответствии с пунктами 1.1.1 - 1.1.13 публичной оферты, ООО "Адванс Ассистанс" обязалось оказывать Пакову Д.С. услуги - возможность беспрепятственного круглосуточного бесплатного пользования в период действия договора сервисами "Аварийный комиссар", "Получение справок из МВД", "Получение справки из Гидрометцентра", "Доставка документов", "Круглосуточная эвакуация автомобиля", "Техническая помощь", "Трезвый водитель", "Трансфер", "Поиск Автомобиля", "Юридическая консультация по транспорту", "Персональный менеджер", "Независимая экспертиза автотранспорта", "Консьерж".
Согласно пункту 2.1 публичной оферты об оказании услуг VIP-assistance (Программа "Privilege") стоимость услуг при покупке карты на 24 месяца составляет в 1-й месяц - 23143 руб, 2-й месяц - 9257 руб, 3-й и каждый последующий месяцы - 800 руб, а всего 50000 руб.
Пунктом 1.5 публичной оферты установлено, что указанные в п.1.1 оферты услуги считаются оказанными в течение периода действия договора независимо от того, пользовался ли заказчик представленной ему возможностью бесплатного пользования этими сервисами или нет.
Оплата услуг исполнителя по данному договору в размере 50000 руб. была произведена единовременно в день его заключения за счет средств предоставленного кредита путем перечисления денежных средств со счета истца на счет ООО "ТрансТехСервис" (представитель исполнителя), что подтверждается платежным поручением N от 17 декабря 2018 года.
В соответствии со ст. 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
Абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
С учетом характера услуг, подлежащих оказанию исполнителем по заключенному между сторонами договору об оказании услуг VIP-assistance (Программа "Privilege"), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что указанный договор по своей правовой природе является абонентским договором.
Пунктом 1 ст. 782 ГК РФ установлено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Аналогичное право предоставлено потребителю ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Такое же условие содержится в п. 5.3 публичной оферты ООО "Адванс Ассистанс", акцептированной истцом.
Судом также установлено, что 24 декабря 2018 года Паков Д.С, воспользовавшись правом на односторонний отказ от исполнения договора, направил ответчику заявление об отказе от договора, полученное ООО "Адванс Ассистанс" 9 января 2019 года.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ именно с момента получения ответчиком заявления Пакова Д.С. договор считает расторгнутым.
С учетом условий заключенного между сторонами договора и положений п. 1 ст. 782, абз. второго ст. 429.4 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", вопреки доводам апелляционной жалобы истца и его представителя, Паков Д.С. обязан был внести абонентский платеж за период с 14 декабря 2018 года по 9 января 2019 года независимо от того, что им не было затребовано соответствующее исполнение от исполнителя.
При таких обстоятельствах, не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, решение суда в части отказа во взыскании с ООО "Адванс Ассистанс" в пользу Пакова Д.С. фактически понесенных ответчиком расходов в размере 20817 руб, судебная коллегия признает правильным.
Доводы апелляционной жалобы истца и его представителя о том, что суд при принятии обжалуемого решения не учел установленный Указанием Центрального Банка РФ "период охлаждения" в течение которого подлежит возврату вся уплаченная страховая премия, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на нормах материального права, не подлежащих к применению спорным правоотношениям.
Исходя из преамбулы Указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования", указанный нормативно-правовой акт направлен на регулирование правоотношений исключительно в сфере страхования, а потому к спорным правоотношениям не применим.
Возможность компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, установлена ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Судебная коллегия полагает, что размер взысканной с ответчика в пользу Пакова Д.С. компенсации морального вреда в размере 1000 руб. определен судом с учетом обстоятельств, при которых нарушены ответчиком права истца, характера причиненных потребителю нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости, а потому оснований для изменения указанного размера по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо ссылок на новые доказательства, которые не были исследованы и учтены судом первой инстанции при разрешении спора, и могли бы иметь существенное значение при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда, а потому оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы судебная коллегия не находит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Пакова Д.С. и его представителя Миндрюковой Т.С. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 29 апреля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.К. Комиссарова
Судьи: С.Н. Уряднов
Л.В. Димитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.