Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Ярадаева А.В,
судей Иванова П.Д. и Спиридонова А.Е,
при секретаре судебного заседания Александрове П.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Майоровой Маргариты Яковлевны к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ в перераспределении, признании права на перераспределение земельного участка, обязании согласовать схему земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе Майоровой М.Я. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2019 года,
установила:
Майорова М.Я обратилась в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (с последующим уточнением) о признании незаконным отказ в перераспределении, признании права на перераспределение земельного участка, обязании согласовать схему земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что Майоровой М.Я. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N и находящийся на нем жилой дом с хозяйственными постройками с кадастровым номером N. Часть фактически используемого земельного участка площадью 876 кв.м. с южной и восточной сторон находится за пределами границ земельного участка и расположена на территории Синьяльского сельского поселения. Управлением Росреестра по Чувашской Республике истцу было выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, в соответствии с которым Майорова М.Я. должна в срок до 31 октября 2018 года устранить указанное выше нарушение земельного законодательства. Майорова М.Я. заключила договор подряда на выполнение работ с ООО "Землемер", согласно которому были выполнены кадастровые работы по образованию земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем перераспределения. На основании выполненных ООО "Землемер" работ 15 мая 2018 года Майорова М.Я. обратилась с заявлением в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики о перераспределении земельных участков. 15 июня 2018 года истец получила отказ администрации на ее заявление о перераспределении земельных участков. 7 августа 2018 года Майорова М.Я. обратилась в администрацию Чебоксарского района с заявлением о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1490 кв.м. с условным номером N:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес", на основании выполненных работ ООО "НПП "Инженер".
Вместо ответа на обращение истца администрация Чебоксарского района направила письмо о предстоящем муниципальном контроле в отношении Майоровой М.Я. и 1 ноября 2018 года истец получила отказ в утверждении представленной схемы расположения земельного участка. Данный отказ администрации истец считает незаконным, так как образуемый земельный участок, который необходимо прирезать, можно назвать добавочным, так как он не может быть оформлен как самостоятельный объект согласно утвержденным правилам землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ в части невозможности размещения на нем объектов недвижимости (строительства жилого дома). Испрашиваемый участок не может быть сформирован как самостоятельный участок для представления в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, так как на нем расположены хозяйственные (вспомогательные) постройки, находящиеся в собственности Майоровой М.Я. Кроме того испрашиваемый земельный участок не может быть сформирован как самостоятельный участок для предоставления в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничеств, так как согласно действующих Правил землепользования и застройки необходимо соблюсти условия: минимальная ширина земельного участка для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства по уличному фронту - не менее 20 метров, в испрашиваемой схеме всего 14 метров по ул. Овражной; отступ от красной линии до линии застройки при новом строительстве составляет не менее 5 метров.
Таким образом, образование из земельного участка площадью 582 кв.м. самостоятельного участка без нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ, Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики невозможно, поскольку размеры данного участка и его местоположение не позволяют использовать его в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, отказ администрации Чебоксарского района о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1490 кв.м. с условным номером N:ЗУ1 делает невозможным исполнение предписания Управления Росреестра по Чувашской Республике об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, так как по-другому его исполнить невозможно. Приведя вышеуказанные обстоятельства, ссылаясь на положения ст. 39.29, 39.28, 11.9 ЗК РФ, Майорова М.Я. просила признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в перераспределении земельных участков и в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1490 кв.м, с условным номером N:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес"; признать право на перераспределение земельного участка площадью 1490 кв.м, с условным номером N:ЗУ1, расположенного по адресу: "адрес"; обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики согласовать схему расположения земельного участка площадью 1490 кв.м, с условным номером NЗУ1, расположенного по адресу: "адрес", и перераспределить указанный земельный участок.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований Майоровой М.Я. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отказано в полном объеме.
Указанное решение суда обжаловано истцом Майоровой М.Я, на решение суда ею подана апелляционная жалоба, в обоснование доводов которой указано, что суд сделал вывод, что часть перераспределяемого земельного участка расположена на землях общего пользования, поэтому не может быть предоставлена гражданину на праве собственности в силу закона. При этом суд не посчитал нужным указать, на основании чего им сделан такой спорный вывод, ведь в Правилах землепользования и застройки об отнесении данного участка к землям общего пользования ничего не сказано, более того, данный земельный участок отнесен к зоне жилой застройки, что свидетельствует о невозможности отнесения его к землям общего пользования. Вопрос об отнесении части испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования не обсуждался сторонами и судом в ходе процесса, ответчик не основывал свой отказ в перераспределении земельного участка доводами об отнесении части испрашиваемого земельного участка к землям общего пользования, Управлением Росреестра по Чувашской Республике в ходе проверки соблюдения земельного законодательства в 2018 году не был выявлен факт использования Майоровой М.Я. земель общего пользования. Суд, ссылаясь в решении на п. 12 ст. 85 ЗК РФ, в силу положений которого земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами и другими объектами, не подлежат приватизации, не посчитал нужным указать, к чему конкретно относится испрашиваемая часть земельного участка.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Майорова М.Я, ее представитель Трифонов Д.Г. просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представитель ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Павлова Н.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился.
На основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 908 кв.м, принадлежащий Майоровой М.Я. на праве собственности, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, и прилегающий к нему земельный участок площадью 582 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) согласно Правилам землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденным решением Собрания депутатов Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 29 декабря 2016 года N 19-02 с последующими изменениями.
Майорова М.Я. обратилась в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлениями от 7 августа 218 года и 2 октября 2018 года об утверждении схемы перераспределения земельных участков, находящихся в ее собственности, площадью 908 кв.м. и земель, находящихся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена, площадью 582 кв.м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Письмом от 30 октября 2018 года администрация Чебоксарского района Чувашской Республики отказала Майоровой М.Я. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ и принятии решения об утверждении представленной схемы расположения земельного участка, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены п.9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Подпунктом 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики установлена минимальная площадь земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1 - 500 кв. м.
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сведениям публичной кадастровой карты, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена.
При этом фактическое использование иными лицами спорного земельного участка без правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, не свидетельствует о невозможности формирования самостоятельного земельного участка путем увеличения площади участка за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.
При этом из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок, из которого возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, не ограничен объектами природного происхождения либо соседними земельными участками, поставленными на кадастровый учет, к спорному земельному участку имеется проход и проезд от земельных участков общего пользования, согласно сведениям, представленным администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики, возможно образование земельного участка площадью более 500 кв. м, что выше предельного минимального размера земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1.
Таким образом, подлежащий перераспределению земельный участок может быть образован самостоятельно без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, за счет земель, находящихся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 июня 2017 г. N 1266-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации" указал, что оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки). Оспариваемое законоположение не содержит какой-либо неопределенности и не ограничивает права граждан по распоряжению земельными участками, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Принимая во внимание, что отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основан на положениях пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ ввиду возможности образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований Майоровой М.Я. не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Майоровой М.Я.
Судебная коллегия считает необходимым исключить из решения суда вывод, что часть перераспределяемого земельного участка расположена на землях общего пользования, как не основанный на материалах дела, но вместе с тем указанный вывод суда на правильность принятого решения не повлиял.
В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Майоровой М.Я. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 23 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Ярадаев
Судьи: П.Д. Иванов
А.Е. Спиридонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.