Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Алексеева Д.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконными и отмене предписания от 10 октября 2018 года N N, заключения от 4 октября 2018 года, предписания от 11 октября 2018 года N N, заключения от 4 октября 2018 года N N, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 2 апреля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконным и отмене предписания от 10 октября 2018 года N N, заключения от 4 октября 2018 года, предписания от 11.10.2018 N N, заключения от 4 октября 2018 года N N отказать в полном объеме;
меры предварительной защиты в виде приостановления исполнения предписания от 10.10.2018 N N, предписания от 11.10.2018 N N отменить по вступлении решения суда по настоящему делу в законную силу.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике обратилось в суд с административными исковыми заявлениями к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике о признании незаконными и отмене заключения от 4 октября 2018 года, предписания от 10 октября 2018 года N N, связанных с обстоятельствами получения 12 апреля 2014 года работником учреждения Чекмасовым В.В. травмы, признании незаконными и отмене заключения от 4 октября 2018 года N N, предписания от 11 октября 2018 года N N, связанных с обстоятельствами получения 12 апреля 2018 года работником учреждения Чекмасовым В.В. травмы.
Определением суда от 23 октября 2018 года административные дела по названным административным искам объединены в одно производство.
Указанные требования мотивированы тем, что в обоих случаях заключением Главного государственного инспектора труда (по охране труда) случаи с ведущим специалистом-ревизором учреждения Чекмасовым В.В, произошедшие 12 апреля 2014 года и 12 апреля 2018 года, - получение травм в ходе спортивных мероприятий, признаны несчастными случаями, связанными с производством. На основании заключений выданы предписания аналогичного содержания, которыми Государственная инспекция труда в Чувашской Республике обязала государственное учреждение оформить акты формы Н-1 о несчастном случае на производстве с Чекмасовым В.В, в пунктах 4 актов формы Н-1 "Лица, проводившие расследование несчастного случая" записать "расследование проведено Юлиным А.В. - Главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, в конце акта вместо подписей лиц, проводивших расследование несчастного случая на производстве, записать: "составлен в соответствии с заключением от 4.10.2018 г. Главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Юлина А.В.", вручить экземпляры актов по форме Н-1 под роспись родственникам пострадавшего или их законному представителю, один экземпляр акта с материалами расследования оставить в ООО "Дока", один экземпляр акта представить в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике.
Административный истец полагает, что должностным лицом Государственной инспекции труда в Чувашской Республике необоснованно указано на то, что Чекмасов В.В. принимал участие в соревнованиях с ведома и в интересах работодателя, осуществляя правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями. После указанных событий учреждением были созданы комиссии по расследованию несчастных случаев, которые пришли к выводу о том, что они произошли не при исполнении трудовых обязанностей. Составляя оспариваемые заключения и предписания, государственный инспектор труда не опросил очевидцев происшествий, не истребовал документы о режиме рабочего времени Чекмасова В.В. и его должностных обязанностях.
В судебном заседании представитель административного истца Семенов М.А. административные исковые требования просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица по делу Чекмасова В.В. - Чекмасов В.А. просил отказать в удовлетворении административного иска за необоснованностью.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое обжаловано административным истцом по мотивам, послужившим основанием для обращения в суд с административным иском. В апелляционной жалобе указывается на неполное изучение судом материалов и доказательств, положенных в обоснование оспариваемых заключений и предписаний, судом не учтено, что в листке нетрудоспособности от 14 апреля 2014 года причина нетрудоспособности была указана лишь со слов Чекмасова В.В, а листок нетрудоспособности от 16 апреля 2018 года поступил работодателю лишь 27 апреля 2018 года, при этом листки были выданы исходя из записей данных о состоянии здоровья, не обосновывающих необходимость временного освобождения от работы. Комиссией учреждения было установлено, что причиной травм явилась личная неосторожность Чекмасова В.В. в нерабочее время. В нарушение административного регламента государственный инспектор труда не требовал у работодателя проведения дополнительного расследования несчастных случаев. В обжалуемых заключениях и предписаниях отсутствуют указания на нарушение установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве, в том числе факты сокрытия работодателем несчастного случая на производстве. Кроме того, положениями о спартакиадах прямо предусмотрено, что к соревнованиям допускаются только работники государственных органов и органов местного самоуправления при предъявлении служебных удостоверений, между тем административный истец не является государственным органом или органом местного самоуправления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Семенова М.Ю, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя заинтересованного лица по делу Чекмасова В.В. - Чекмасова В.А, просившего оставить решение суда без изменений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены или изменения.
Исходя из положений статьи 227, 229.3, 230 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающих круг лиц, несчастные случаи с которыми на производстве расследуются и учитываются, определяющих события, которые подлежат расследованию и учету как несчастные случаи, а также регламентирующих проведение их расследования государственными инспекторами труда, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению по настоящему делу, являются вопросы о действительном получении телесных повреждений работником и взаимосвязи событий с осуществлением правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Как следует из обстоятельств дела, административным истцом не оспаривается, что Чекмасов В.В. 12 апреля 2014 года и 12 апреля 2018 года получил травмы, участвуя в физкультурно-спортивных спартакиадах работников органов государственной власти и местного самоуправления, что, наряду с другими материалами дела, подтверждается актами о расследовании несчастных случаев, составленными комиссией учреждения 28 мая 2014 года и 7 июня 2018 года.
С учетом этого суд сделал правильный вывод о том, что обстоятельства, связанные с характером травм, особенностями установления медицинских диагнозов и оформления листков нетрудоспособности, не имеют существенного значения для дела.
Суд в ходе подробного исследования доказательств, представленных по делу, установил, что ГУ РО ФСС РФ по ЧР (руководителем в 2014 году и председателем профсоюзной организации в 2018 году) подавались заявки на участие в спартакиадах, к участию в которых приглашались государственные гражданские служащие органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственные гражданские служащие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, и пришел к обоснованному выводу о том, что участие Чекмасова В.В. в таких соревнованиях имело место с ведома и в интересах работодателя.
Судебная коллегия также отмечает, что рассматриваемые события не относятся к предусмотренному частью 6 ст. 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации исчерпывающему перечню несчастных случаев, которые квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем соблюдении административного регламента государственным инспектором труда, отсутствии в оспариваемых заключениях и предписаниях указаний на нарушение установленного порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев на производстве не влекут признания действий должностного лица незаконными, поскольку могут иметь значение в случае наличия доказательств, противоположных доводам административного ответчика, между тем таковых по делу не усматривается.
Оспариваемые заключения и предписания составлены государственным инспектором труда в пределах его полномочий.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст.177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу административного истца Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 2 апреля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Д.В.Алексеев
Судьи: И.Н.Орлова
Е.Д.Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.