Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф,
судей Науширбановой З.А. и Смирновой О.В,
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. к администрации Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация Октябрьского района), администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконными действий по исключению из списка на получение социальной выплаты, восстановлении в списке участников основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей", возложении обязанности по включению в список претендентов на получение социальной выплаты несовершеннолетних членов семьи по апелляционной жалобе администрации Октябрьского района на решение Октябрьского районного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Октябрьского района Файзерахманова А.Р, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Гильфанова Ю.Ю, Гильфанов Р.Р. обратились в суд с иском, уточнив исковые требования, к администрации Октябрьского района, администрации о признании незаконными действий по исключению из списка на получение социальной выплаты, восстановлении в списке участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", возложении обязанности по включению в список претендентов на получение социальной выплаты несовершеннолетних членов семьи.
В обосновании иска указали, что 19 августа 2005 г. между Гильфановым Р.Р. и Гильфановой Ю.Ю. зарегистрирован брак. 12 октября 2005 г. и 09 апреля 2011 г. у истцов родились дети Гильфанова К.Р, Гильфанова А.Р.
24 августа 2012 г. Гильфанова Ю.Ю. обратилась в администрацию Октябрьского района с заявлением о включении в состав участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы для получения субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения и создания объекта индивидуального жилищного строительства. Распоряжением главы администрации Октябрьского района от 30 августа N... истцы признаны нуждающимися в жилых помещениях и включены в список граждан-заявителей на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы.
16 июня 2014 г. истцы продали жилое помещение, принадлежащее им на праве общей совместной собственности.
19 июня 2014 г. между истцами и ОАО "Уфимское городское агентство ипотечного кредитования" заключен договор займа N... на приобретение в ипотеку квартиры, площадью... кв.м, расположенной по адресу: адрес. Факт приобретения подтверждается договором купли-продажи от дата и свидетельством о государственной регистрации права серии N...
27 января 2016 г. у истцов родился третий ребенок Гильфанов А.Р.
23 марта 2016 г. Гильфанов Р.Р. обратился в администрацию Октябрьского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, в выплате которой было отказано.
09 февраля 2018 г. администрацией Октябрьского района семья Гильфановых включена в список претендентов на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.
01 ноября 2018 г. истцами произведено рефинансирование взятого ранее кредита путём заключения кредитного договора с Банком ГПК (АО).
Распоряжением главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N... семья истцов исключена из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы в связи с превышения возраста 35 лет одного из супругов.
Просили признать незаконным распоряжение главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N... об исключении истцов из списка на получение социальной выплаты; восстановить истцов, а также членов их семьи Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р. в программе участников основного мероприятия "Обеспечение жилье молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей"; обязать администрацию Октябрьского района включить в список претендентов на получение социальной выплаты на 2019 г. Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. удовлетворены частично. Признано незаконным распоряжение главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N... в части исключения Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. из списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей", на администрацию Октябрьского района возложена обязанность восстановить Гильфанову Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. и членов их семьи Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р. в списке участников основного мероприятия "Обеспечение жильём молодых семей". В удовлетворении исковых требований Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. о возложении обязанности на администрацию Октябрьского района по включению в список претендентов на получение социальной выплаты несовершеннолетних членов семьи отказано.
В апелляционной жалобе администрация Октябрьского района просит отменить решение как постановленное с нарушением норм материального права.
На апелляционную жалобу от истцов поступили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части признания незаконными действий администрации Октябрьского района по исключению из списка на получение социальной выплаты, возложения на администрацию Октябрьского района обязанности по восстановлению в списке граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако данным требованиям обжалуемое решение в указанной выше части не соответствует.
Разрешая и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 2, статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и включающей в себя основное мероприятие "Обеспечение жильём молодых семей", исходил из того, что на момент формирования списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" семья истца соответствовала критериям участников указанного основного мероприятия, с момента включения в список участников социальные выплаты не получила, возможность исключения граждан из числа участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет законодателем не предусмотрена.
В части требований о возложении обязанности по включению в список претендентов на получение социальной выплаты на 2019 г. Гильфанову К.Р, Гильфанову А.Р, Гильфанова А.Р. суд первой инстанции отказал, поскольку основанием для включения в данный список является восстановление Гильфановой Ю.Ю. и её семьи в списках граждан-участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодой семьи".
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы и признаёт вывод суда первой инстанции в части признания незаконными действий администрации Октябрьского района по исключению из списка на получение социальной выплаты, возложения на администрацию Октябрьского района обязанности по восстановлению в списке граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" незаконным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 с 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 22 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия, в том числе, является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 указанных Правил. Последний одним из условий называет возраст участника (не превышает 35 лет) на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году.
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (пункт 26 Правил)
Согласно пункту 27 Правил после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учётом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131.
В силу пункта 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131, одним из условий включения в число участников основного мероприятия является возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, который не должен превышать 35 лет.
В соответствии с пунктом 1.8.1 указанного Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы молодая семья исключается из основного мероприятия в случае превышения возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", а с момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечёт безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объёма финансирования, количества участников подпрограммы. Так как бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, призвано не допустить нецелевого использования бюджетных средств. При этом как федеральное, так и региональное законодательство предусматривают в качестве основания для участия молодой семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" наличие определенного возраста на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Из материалов дела следует, что 19 августа 2005 г. Гильфанов Р.Р. и Зинатуллина Ю.Ю. заключили брак, жене присвоена фамилия Гильфанова. В браке родились трое детей: Гильфанова К.Р, дата года рождения, Гильфанова А.Р, дата года рождения, Гильфанов А.Р, дата года рождения.
С дата семья Гильфановых состояла в администрации в качестве молодой семьи - участника основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Согласно сообщению Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от 17 декабря 2018 г. N 16-07/4076 в сформированный администрацией список молодых семей - участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальные выплаты в 2018 г, семья Гильфановых с 24 августа 2012 г. включена под N 22.
Руководствуясь положениями, определёнными в основном мероприятии "Обеспечение жильем молодых семей", администрацией проведена актуализация списка молодых семей - претендентов на получение в планируемом 2018 г. социальных выплат. Учитывая, что Гильфанову Р.Р. 01 мая 2018 г. исполнилось 36 лет, семья Гильфановых исключена из числа участников основного мероприятия, а также из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, о чём свидетельствует распоряжение главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N 587.
Таким образом, на день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре) списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям, что и послужило основанием для исключения из списка участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей".
Суждения истцов о том, что несвоевременное совершение Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре действий по подаче заявки об участии в 2018 г. Республики Башкортостан в подпрограмме и, как следствие, отказ в предоставлении субъекту субсидий из бюджета Российской Федерации, а также по утверждению сводного списка молодых семей-участников мероприятия не имеют правового значения, поскольку материально-правовые требования предъявлены к участникам правоотношений, к компетенции которых не отнесены указанные вопросы.
При таких обстоятельствах решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г. в части признания незаконными действий администрации Октябрьского района по исключению из списка на получение социальной выплаты, возложения на администрацию Октябрьского района обязанности по восстановлению в списке участников основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" подлежит отмене как несоответствующее принципам законности и обоснованности судебного постановления, с принятием нового решения в отменённой части об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду необоснованности.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г. не обжаловалось, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г. отменить в части удовлетворения исковых требований о признании распоряжения органа местного самоуправления незаконным и возложения обязанности по восстановлению в списке граждан-участников подпрограммы.
В отменённой части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гильфановой Ю.Ю, Гильфанова Р.Р. к администрации Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан, администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании распоряжения главы администрации Октябрьского района от 22 мая 2018 г. N... незаконным, возложения обязанности на администрации по восстановлению в списках граждан-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодой семьи" отказать.
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.