Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Троценко Ю.Ю.
судей: Абдрахмановой Э.Я.
Латыповой З.Г.
при секретаре Шайдуллиной А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковое заявление АРХ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ N... от дата незаконным.
Обязать Государственное управление - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан включить в специальный стаж АРХ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с дата по дата - служба в рядах Советской Армии по призыву; с дата по дата тренер-преподаватель Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" МР Абзелиловский район Республики Башкортостан.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ назначить АРХ страховую пенсию по старости с дата.
В удовлетворении исковых требований АРХ о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период учебы в Кумертауском педагогическом училище г. Кумертау Республики Башкортостан с дата по дата отказать.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АРХ обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Свои требования мотивировал тем, что дата он ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. В стаж педагогической деятельности не включен период с дата по дата работы тренером-преподавателем в МОБУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа", периоды его службы в армии по призыву с дата по дата, периоды его обучения в Кумертауском педагогическом училище в г. Кумертау, поскольку непосредственно после обучения в данном учебном заведении, приступил к педагогической деятельности
Уточнив исковые требования АРХ просил суд признать решение ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ N... от дата об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий прав на досрочную страховую пенсию по старости, периоды службы в армии по призыву с дата по дата, периоды работы тренером-преподавателем в МОБУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа" МР Абзелиловский район РБ, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с дата, а также периоды его обучения в Кумертауском педагогическом училище в г. Кумертау.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя в ГУ - УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ - КЗФ, представителя АРХ - ЯАФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Согласно п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем указанным требованиям обжалуемое решение суда в полной мере не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АРХ дата обратился в ГУ - УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N... от дата.
Решением пенсионного органа N... от дата отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 ввиду отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности не менее 25 лет. Стаж педагогической деятельности - 5 лет 00 месяцев 18 дней.
При этом не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с правовой аргументацией отказа, период работы с дата по дата тренера-преподавателя в МОБУ ДОД ДЮСШ, поскольку не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Как следует из диплома ЛТ N... от дата, АРХ поступил в дата году в Кумертауское педагогическое училище и в дата году окончил его по специальности "Физическая культура", решением ГАК от дата ему присвоена квалификация "Учитель физической культуры".
Согласно записям в трудовой книжке АТ-V N.., дата назначен учителем физкультуры Ишкуловской СШ. дата переведен тренером-преподавателем ДЮСШ, дата присвоена высшая квалификационная категория по должности "тренер-преподаватель".
Выпиской из приказа N... п.... по Абзелиловскому РОО от дата подтверждается, что АРХ переведен тренером ДЮСШ с дата.
Согласно справке за N... от дата, выданной Абзелиловским районным отделом образования, АРХ работал в течение полного рабочего дня в качества тренера ДЮСШ с дата по настоящее время. Основания выдачи справки: тарификационные списки за дата гг, книги приказов за дата гг, лицевые счета за дата
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования АРХ о признании незаконным решения ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ от дата в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с дата по дата и об обязании ответчика включить этот период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, подпунктом "г" пункта 1 которого была предусмотрена возможность зачета учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР. В связи с этим суд первой инстанции полагал, что указанный выше период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении страховой пенсии по старости независимо от времени обращения АРХ за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части включения периодов работы с дата по дата тренером-преподавателем в МОБУ ДОД ДЮСШ, суд первой инстанции исходил из того, что должность "тренер", в которой работал истец, тождественна, идентична должности "тренер-преподаватель", которая предусмотрена Списками, а также данное обстоятельство подтверждается справкой N... от дата, выданной МБОУ ДОД ДЮСШ, о том, что должностная инструкция тренера в учреждении не используется, используется только инструкция тренера-преподавателя. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, истец осуществлял педагогическую деятельность с дата по дата и общий стаж педагогической деятельности составил на момент обращения более 2/3 требуемого стажа.
Судебная коллегия считает ошибочными выводы суда о возложении на пенсионный орган обязанности включить АРХ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с дата по дата и периода работы с дата по дата тренером-преподавателем в МОБУ ДОД ДЮСШ, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Такие правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 1 января 1992 г, содержались в Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397. Согласно этому положению учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Суд первой инстанции в обоснование вывода об обязании ответчика включить в стаж работы АРХ, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с дата по дата сослался на нормы Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, однако не учел, что подпунктом "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая
правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для
отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной
деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по
старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее
достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой,
а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным
воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 октября 1993 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку до 1 октября 1993 г. у АРХ отсутствовал педагогический стаж работы в должностях, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, а также на дату обращения за назначением пенсии стаж по специальности составил менее требуемых 2/3, то период службы истца в армии не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о возможности включения периода службы АРХ в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности в учреждениях для детей со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникает именно в связи с осуществлением работником педагогической деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам и Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002.
В разделе "Наименование должностей" Списка N 781 должность тренера не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами.
К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяемое для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, которое применяется к периодам работы с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; к периодам, протекавшим после 1 ноября 1999 г. - Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
Пунктом 12 Правил N 781 определены условия, при которых работа в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Пунктом 12 Правил установлено, что работа в должности тренера-преподавателя (должность указана в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка), в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, к которым относятся ДЮСШ за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на дата у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с дата по дата в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, с учетом имеющегося у истца педагогического стажа на дата его стаж составил менее 16 лет и 8 месяцев.
Поскольку не выполнятся один их пунктов предусмотренных п. 12 Правил N 781, соответственно период работы с дата по дата не может быть засчитан в специальный стаж истца.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований АРХ о признании решения ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ N... от дата незаконным, включения в специальный стаж АРХ периода службы в рядах Советской Армии по призыву; включения периода работы тренером-преподавателем Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" МР Абзелиловский район Республики Башкортостан. Соответственно, не могут быть признаны правомерными и выводы суда о возникновении у АРХ на досрочное назначение страховой пенсии по старости с дата
Выводы суда первой инстанции приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что является основанием для отмены решения суда в указанной части.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части признания решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ N... от дата незаконным, включения в специальный стаж АРХ периода службы в рядах Советской Армии; включения периода работы тренером-преподавателем Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" МР Абзелиловский район Республики Башкортостан, обзания назначить страховую пенсию по старости с дата.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований АРХ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан о признании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Абзелиловском районе РБ N... от дата незаконным, включения в специальный стаж АРХ периода службы в рядах Советской Армии; включения периода работы тренером-преподавателем Муниципального образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа" МР Абзелиловский район Республики Башкортостан, обзания назначить страховую пенсию по старости с дата - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи: Э.Я. Абдрахманова
З.Г. Латыпова
Справка: судья: Осипов В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.