Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО2,
судей Гаиткуловой Ф.С.
Субхангулова А.Н.
при секретаре ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об обязании восстановить ветерана подразделения особого риска РФ в список учета нуждающихся в жилых помещениях и выдаче жилищного сертификата
по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - администрация МР адрес РБ) и Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госкомитет) об обязании восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях и выдаче жилищного сертификата. В обоснование иска указал, что постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата на основании протокола заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии N... от дата он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из состава участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с тем, что площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи ФИО2, превысила учетную норму, установленную в соответствующем муниципальном районе (12 кв.м.). С указанным решением муниципалитета не согласен, поскольку он должен был быть обеспечен жильем в год первоначальной постановки на учет в качестве нуждающегося в 2002 году, когда был впервые поставлен на учет как ветеран, принимавший непосредственное участие в подразделении особого риска Российской Федерации и лицо, имеющее инвалидность.
Просил обязать администрацию МР адрес РБ восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также в списке участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать Госкомитет выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от дата N...
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
Исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального района адрес РБ удовлетворить:
Обязать администрацию МР адрес РБ восстановить ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также в списке участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об обязании выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N.., отказать.
В апелляционной жалобе администрации МР адрес РБ ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность данного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Законом РФ от дата N... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от дата N... гражданам из подразделений особого риска гарантировано предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 15 Закона).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N... формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата N.., является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО2 относится к категории граждан из подразделений особого риска, которым законодательством гарантировано предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
дата ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения межведомственной жилищной комиссии при администрации МР адрес РБ (протокол N... от дата).
Протоколом межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР адрес РБ N... от дата ФИО2 снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Решением Нуримановского районного суда РБ от дата указанный протокол межведомственного органа муниципальной власти признан незаконным.
Постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата ФИО2 восстановлен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Протоколом заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии при администрации МР адрес РБ N... от дата ФИО2 вновь снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований для признания гражданина таковым (постановление главы администрации муниципального района адрес РБ N... от дата).
Постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата на основании протокола заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии N... от дата и соответствующего заявления ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата на основании протокола заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии N... от дата ФИО2 включен в состав участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата на основании протокола заседания межведомственной жилищно-бытовой комиссии N... от дата ФИО2 снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из состава участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ: в связи с тем, что площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи ФИО2, превысила учетную норму, установленную в соответствующем муниципальном районе (12 кв.м.).
Разрешая спор, суд исходил из того, что ФИО2 на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2002 году отвечал требованиям Закона Российской Федерации от дата N... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при этом норма указанного Закона обязывала органы публичной власти обеспечить соответствующего гражданина жильем в течение трех месяцев со дня подачи заявления. Учитывая, что в установленный Законом срок данная социальная обязанность государством выполнена не была, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для сложения с органов публичной власти обязанности по обеспечению истца жильем не имеется даже, несмотря на то, что к настоящему моменту его нуждаемость в улучшении жилищных условий отпала; иное толкование закона позволяло бы перекладывать на гражданина бремя неблагоприятных последствий несвоевременного исполнения публичной властью своих социальных обязательств, что не отвечает принципам правового государства. На основании изложенного суд удовлетворил исковые требования ФИО2 в части обязания администрации МР адрес РБ восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и в списке участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, посчитав, что таким образом будут восстановлены жилищные права ФИО2
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, находит решение суда подлежащим отмене исходя из следующего.
Порядок и основания принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (на основании заявлений данных граждан).
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается и истцом не оспаривается, что по состоянию на дата, когда ФИО2 был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключен из состава участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи истца, превышала учетную норму, установленную в МР адрес РБ. Таким образом, ФИО2 правомерно был снят с учета, поскольку перестал относиться к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что ФИО2 на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2002 году, отвечал требованиям Закона Российской Федерации от дата N... "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не имеет юридического значения, поскольку в последующем он был снят с учета постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата, которое ФИО2 не обжаловалось.
Согласно пп. "е" п.5 и пп. "б" п. 18 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от дата N... граждане, относящиеся к категории " граждане из подразделения особого риска", должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договорам социального найма. В статье 51 Жилищного кодекса РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. ФИО2 является собственником жилого помещения по адресу: адрес.
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. ФИО2 является собственником жилого помещения общей площадью 39,4 кв.м, количество зарегистрированных 3 человека, т.е. общая площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи равна 13,13 кв.м, что превышает учетную норму площади, равную 12 кв.м. На момент постановки на учет также площадь жилого помещения в расчете на одного члена семьи превышала учетную норму площади. (Копия Решения Совета муниципального района прилагается).
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Жилое помещение по адресу регистрации ФИО2 и членов его семьи признано пригодным для проживания (Копии акта обследования и заключение прилагается).
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. ФИО2 не предоставлен документ подтверждающий наличие тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно проживание в одной квартире.
Учитывая, что повторно ФИО2 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий постановлением главы администрации МР адрес РБ N... от дата, то он мог быть снят с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика восстановить его на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить в части возложения обязанности на администрацию МР адрес РБ восстановить ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а также в списке участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принять по делу новое решение:
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2 об обязании администрации МР адрес РБ восстановить в списках категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию на Чернобыльской АЭС, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий ФИО2
Судьи Гаиткулова Ф.С.
Субхангулов А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.