Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Низамовой А.Р.
судей Алешиной С.Н.
Булгаковой З.И.
при секретаре Селиванец Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хафизова З.М. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 марта 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Хафизова З. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании отказа Государственного учреждения - Управления ПФР в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан в перерасчете трудовой пенсии незаконным, обязании Государственного учреждения - Управления ПФР в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом 60 месяцев трудового стажа в период времени с 1974 года по 1982 год отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Хафизов З.М. обратился с иском о признании отказа в перерасчете трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом 60 месяцев трудового стажа в период времени с 1974 года по 1982 год.
В обоснование иска указал, что ему отказано в перерасчете размера пенсии, при этом установлен трудовой стаж, приравненный к районам Крайнего Севера в размере 7 лет 11 месяцев 22 дня, в то время как указанный стаж должен считаться как 1 год за полтора, в связи с чем, стаж истца составляет 12 лет. Кроме того, для расчета не взят заработок за любые 60 месяцев по выбору истца. Следовало взять заработок за период работы с 1974 по 1982 годы, поскольку пенсионер имеет право выбрать любые 60 месяцев трудовой деятельности, начиная с момента ее начала и до 01 января 2002 года. Как следствие, применен неверный коэффициент соотношения заработков.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 18 декабря 2018 года произведена замена заявленного ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан на надлежащего - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан, дело направлено по подсудности в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хафизов З.М. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы приводит доводы, изложенные в исковом заявлении. Настаивает на том, что исчислять размер пенсии ему необходимо по его заработной плате, полученной в период времени с 1974 года по 1982 год.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хафизова З.М, его представителя Султанову Л.З, представителя ответчика Италмасову Э.Р, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу положений ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 указанного Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 февраля 2003 года N 22 утверждено разъяснение Минтруда Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 3 "О порядке применения повышенного отношения ЗР/ЗП для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в пункте 1 которого установлено, что повышенное отношение заработков применяется:
- для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- для лиц независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, - если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно пункту 1 Разъяснения от 22 апреля 2003 года N 3 Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 применялось независимо от вида пенсии, для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Доводы Хафизова З.М. о том, что ему принадлежит право выбора периода, за который будет определяться его заработок, отклоняется, поскольку применительно к исчислению пенсии истца и так применен максимально возможный коэффициент соотношения заработков - 1,2.
Так, из материалов дела и из ответа Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан N... от 26 июля 2019 года на запрос судебной коллегии установлено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране при учете заработка за 1978 - 1982 годы равно 3,755, которое в соответствии с законодательством ограничивается предельным коэффициентом соотношения - 1,2. Пенсионный орган исчислил соотношение как 1,921, ограничив максимально возможным 1,2.
Фактически истец настаивает на применении повышенного коэффициента 1,7, на что также указала представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Вместе с тем, разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из того, Хафизов З.М. не проживал в районе Крайнего Севера на 01 января 2002 года, либо по состоянию на 01 января 2002 года не имел стажа работы в районе Крайнего Севера не менее 15 лет.
Применить повышенное отношение заработков при назначении пенсии возможно в случае проживания лица по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также независимо от места жительства для мужчин, достигших возраста 55 лет, если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж не менее 25 лет.
Изменение периода, за который определяется заработок, не приведет к восстановлению прав Хафизова З.М. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условием реализации прав на защиту в суде является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца. Судебная коллегия не находит оснований полагать о нарушении права Хафизова З.М. на перерасчет пенсии.
Что касается льготного порядка исчисления стажа работы на Крайнем Севере как один год за полтора, то расчет пенсии с применением ИКП не предусматривает исчисление размера трудовой пенсии по старости с учетом ИКП с одновременным применением льготного исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и с применением районного коэффициента. Тем более что оснований для такого льготного исчисления не усматривается (ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении ответчиком норм пенсионного законодательства не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хафизова З.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Низамова
Судьи С.Н. Алешина
З.И. Булгакова
Справка: судья Ситник И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.