Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Нурмухаметовой Р.Р.
судей Киньягуловой Т.М.
Низамовой А.Р.
при секретаре Ямалиевой В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хаерзаманова У.С. на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 февраля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Хаерзаманова У. С. ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Дуванском районе Республики Башкортостан об обязании произвести пересчет периодов работы, подлежащих включению в льготный стаж, о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, удовлетворить частично.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ по Дуванскому району Республики Башкортостан включить Хаерзаманову У. С. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда, период работ с 03 сентября 1986 года по 26 ноября 1986 года в Совхозе "Юрюзань" по профессии электрогазосварщик (2 месяца 24 дня).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Хаерзаманов У.С. обратился с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дуванском районе о признании периодов работы электрогазосварщиком в совхозе "Юрюзань" с 03 сентября 1986 года по 26 ноября 1986 года, газоэлектросварщиком в СПК "Кировский" с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1989 года, с 21 марта 1990 года по 06 декабря 1997 года, всего 10 лет 10 месяцев 28 дней, подлежащими включению в стаж для назначения пенсии по старости досрочно, как связанного с тяжелыми условиями труда, возложении обязанности включить указанные периоды в льготный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, назначить пенсию по старости досрочно в связи с тяжелыми условиями труда с даты обращения с 15 августа 2018 года.
В обоснование иска указал, что 15 августа 2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако 23 августа 2018 истцу отказано в связи с отсутствием необходимо стажа 12 лет 6 месяцев.
Ответчиком не включены в льготный стаж следующие периоды: с 03 сентября 1986 года по 26 ноября 1986 года - 2 мес. 24 дня в должности электрогазосварщик в совхозе "Юрюзань"; с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1986 года, с 21 марта 1990 года по 30 июня 2000 года, с 01 января 2002 года по 30 апреля 2006 года, с 01 мая 2006 года по 31 декабря 2017 года в должности газоэлектросварщик в СПК "Кировский".
Все периоды работы истца подтверждаются справками и трудовой книжкой. Все необходимые справки были представлены ответчику. Истец занимался только производством сварочных работ, никаких других функций не выполнял. Изменений условий труда также не было в течении всех периодов работы.
Он работал полный рабочий день, в закрытом помещении, сварка осуществлялась вручную с применением электродов. Электрогазосварщики работали ручной сваркой, ремонтировали трактора и иную технику. Рабочий день был полный. Ремонтировали технику в закрытом гараже и в поле в период посевной и в уборочный период.
Указанные периоды не включены ответчиком в льготный стаж по тому основанию, что по представленным им документам невозможно определить какой вид сварки применялся при выполнении сварочных работ, также по тому основанию, что документально не подтверждена постоянная занятость на льготной работе.
При применении Списка N 2 1956 года не требовалось подтверждение вида сварки. Его должности указаны в прямом соответствии со Списком N 2 от 1956 года как "газосварщики", "электросварщики". Именно также указана должность и в трудовой книжке истца, а также в справке, уточняющей период работы. Никакой дополнительной (либо более полной) трактовки должности не требуется. Доводы ответчика о том, что справка заполнена не надлежащим образом, на ней стоит печать организации, документов о правопреемственности, которой представлено не было, не могут отрицательно влиять на пенсионные права истца.
В системе обязательного пенсионного страхования Харезаманов У.С. зарегистрирован 06 декабря 1997 года. Следовательно, факт и характер работы до 06 декабря 1997 года должны подтверждаться трудовой книжкой и справками, выданными работодателями или соответствующими государственным (муниципальными) органами, а за период с 06 декабря 1997 года - сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Харезаманов У.С. работал постоянно в СПК "Кировский" с 14 декабря 1986 года, его рабочее место и мои трудовые функции не изменялись. Изменялась только организационно-правовая форма предприятия. В связи с тем, что работодатель СПК "Кировский" выдал уточняющую справку о работе в данном кооперативе в период с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2001 года (1 год 6 месяцев) в качестве "электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке", этот период ответчик включил в стаж соответствующих работ. В период с 1986 года по 2000 год Харезаманов У.С. также работал на этой же работе, выполнял те же функции, работал на том же сварочном аппарате марки АСД-300. Наличие в СПК "Кировский" сварочного аппарата АСД-300 типа ручной дуговой сварки подтверждается выпиской из книги учета основных средств СПК "Кировский".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Хаезаманов У.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что суд не учел его доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении. Хаерзаманов У.С. не настаивал на включение в льготный стаж периодов работы сварщиком после даты 06 декабря 1997 года. По мнению ответчика, работодатель не подтверждает полную занятость на работах связанных с тяжелыми условиями труда. Документы за время работы с 1986 года не сохранились. Однако по сведениям начисленной заработной платы видно, что истец работал полный рабочий день полную рабочую неделю, в посевные и уборочные компании без праздников и выходных. Как сказали представители работодателя в судебном заседании, по документации имеющейся в архивах СПК "Кировский", отсутствуют сведения о полной занятости истца на работе. За те периоды, по которым подтверждается полная занятость, представлены справки. Суд принял во внимание показания начальника отдела кадров СПК "Кировский", которая показала в суде, что с 2002 года они не представляют сведения о полной занятости сварщика на работе, загруженность Хаерзаманова У.С. на работе составляет 4-5 часов в неделю. Из ее показаний следует, что до 2002 года у истца была полная занятость на работе именно сварщиком. Истец не должен нести ответственность за недостатки работы службы отдела кадров и бухгалтерии.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Аплеснину Л.В, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списком N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, была предусмотрена профессия "электросварщики" и "газосварщики".
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрена профессия - "электросварщики ручной сварки", а также профессия "лектрогазосварщики занятые на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности".
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Истец настаивает на том, что работал на резке и ручной сварке полный рабочий день. Отказывая в иске в части зачета в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1986 года, с 21 марта 1990 года по 30 июня 2000 года, с 01 февраля 2002 года по 30 апреля 2006 года в СПК Кировский, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не подтверждена постоянная занятость на резке и ручной сварке, по выписке из индивидуального лицевого счета после 1997 года работодатель не подтверждает работу в особых условиях труда, коды не указаны, страховые взносы в повышенном размере не уплачены. Приходя к выводу о недоказанности полной занятости, суд исследовал трудовую книжку, лицевые счета за 1987-1997 годы, отметив, что в лицевых счетах занимаемая должность не указана. Относительно тяжести трудового процесса суд сослался на недоказанность соответствия класса условия труда согласно специальной оценке условий труда вредному или опасному.
Между тем, судом первой инстанции в нарушение ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дано никакой оценки тем доказательствам, которые представил истец, не указано почему собранные им доказательства отклонены судом.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что по сведениям лицевых счетов подтверждается работа с полной занятостью, тогда как трудовой книжкой подтверждается работа газоэлектросварщиком СПК Кировский.
Так, запись в трудовой книжке содержит сведения о работе газоэлектросварщиком. Данная профессия предусмотрена Списками. При этом занятость на ручной сварке истец подтвердил уточняющей справкой от 26 июня 2018 года, где указано о применяемом сварочном аппарате АСД-300 (л.д. 41), книгами складского учета (основных средств) за 1989, 1990, 1991 годы, где значится машина для электрической сварки АСД -300 (л.д. 62, оборот-66).
Относительно работы полный рабочий день по журналу учета работ Бригады N 3 за 1987, 1988, 1990-1997 годы видно, что истец был постоянно занят в работе бригады N 3, ему ежемесячно начислялась заработная плата (за исключением дней нахождения на больничном), указано количество дней выхода на работу в каждом месяцев.
В 2015 году по обращению истца в Управление сельского хозяйства района выдавалась справка о работе истца полный 8-часовой рабочий день, на электросварке АСД-300 на открытом воздухе.
При таких обстоятельствах отказ суда засчитать в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода работы с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1989 года, с 21 марта 1990 года по 31 декабря 1997 года в колхозе имени Кирова в качестве газоэлектросварщика нельзя признать обоснованным.
Данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истцу, достигшему возраста 57 лет, для понижения общеустановленного возраста выхода на пенсию требуется стаж работы по Списку N 2 не менее 7 лет 6 месяцев, тогда как им выработано с учетом засчитываемого настоящим апелляционным определением периода, более 10 лет на работах, предусмотренных Списком N 2.
Решение суда в части отказа засчитать Хаерзаманову У.С. в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1989 года и с 21 марта 1990 года по 31 декабря 1997 года, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии подлежит отмене с удовлетворением данной части требований.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 февраля 2019 года отменить в части отказа Хаерзаманову У. С. в удовлетворении исковых требований во включении в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1989 года и с 21 марта 1990 года по 31 декабря 1997 года, а также в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии, в данной отмененной части принять новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дуванском районе Республики Башкортостан засчитать в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Хаерзаманова У. С. с 14 декабря 1986 года по 31 декабря 1989 года, с 21 марта 1990 года по 31 декабря 1997 года в колхозе имени Кирова в качестве газоэлектросварщика.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дуванском районе Республики Башкортостан назначить Хаерзаманову У. С. досрочную страховую пенсию с 15 августа 2018 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Р.Р. Нурмухаметова
Судьи Т.М. Киньягулова
А.Р. Низамова
Справка: судья Привалов Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.