Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю,
судей Науширбановой З.А,
Терегуловой Д.И,
при секретаре Валееве А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кидрасовой Хамиды Фахразиевны к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Кидрасовой Хамидой Фахназиевной соглашение о перераспределении земельных участков, по апелляционной жалобе Кидрасовой Хамиды Фахразиевны на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А, выслушав объяснения представителя истца Кидрасовой Г.Н, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кидрасова Х.Ф. обратилась в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., об обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков.
Требования мотивированы тем, что она является собственником земельного участка площадью 1495 кв.м. с кадастровым номером N... по адресу: адрес, с разрешенным использованием для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Намереваясь произвести увеличение площади своего земельного участка путем перераспределения его с муниципальным земельным участком площадью 444 кв.м, истец обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и перераспределении земельных участков. Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом N К-8210 от 05 июля
2018 года сообщило истцу об отказе. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый в порядке перераспределения земельный участок площадью 444 кв.м. расположен в зоне Ж-1, в указанной зоне предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка составляют 200 кв.м. и 2500 кв.м. Мотивом отказа послужило то, что испрашиваемая часть земельного участка в размере 444 кв.м. превышает минимальный размер предоставляемого земельного участка в размере 200 кв.м.
Истец с отказом не согласна, считает его формальным, указывая в иске, что ответчик отказал в предоставлении земельного участка исходя из его площади, но не учел, что требования к образуемому земельному участку предусматривают, кроме прочего, необходимость его использования в соответствии с назначением. Из представленной схемы видно, что испрашиваемый земельный участок имеет вытянутую форму, располагается между соседними земельными участками, находящимися в частной собственности и землями муниципалитета, при этом ширина образуемой части земельного участка составляет 7 метров. Учитывая установленные параметры застройки не менее 3 м. от границ соседних земельных участков, площадь застройки данного земельного участки будет составлять в ширину
1 м. Таким образом, истец считает, что из испрашиваемого земельного участка невозможно образовать самостоятельный земельный участок.
На основании изложенного истец просила суд признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., об обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить с ней соглашение о перераспределении земельных участков.
Решением Калининского районного суда г. Уфы РБ от 25.04.2019 в удовлетворении исковых требований Кидрасовой Хамиды Фахразиевны к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., об обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Кидрасовой Хамидой Фахназиевной соглашение о перераспределении земельных участков отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Кидрасова Х.Ф. в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на доводы аналогичные исковым требованиям.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от
22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Кидрасову Г.Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно пункту 3 статьи 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
На основании пункта 8 статьи 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании пунктов 3, 4, 5, 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Формирование земельных участков и постановка их на государственный кадастровый учет на территории города Уфы Республики Башкортостан регулируются Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа N 7/4 от 22 августа
2008 года, с последующими изменениями.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне Ж-1, где минимальный размер земельного участка составляет:
- для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей - 600 кв.м (максимальный размер земельного участка для указанных целей - 2500 кв.м),
- для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три - 200 кв.м.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Кидрасовой Х.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N.., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, общей площадью 1495 кв.м, по адресу: адрес Также Кидрасова Х.Ф. является собственником жилого дома общей площадью 69,3 кв.м, расположенного по указанному адресу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10 ноября 2011 года, договором N N... от 19 апреля 2011 года о предоставлении земельного участка в собственность за плату, кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 15, 16, 17 - 21, 22 - 25).
07 июня 2018 года истец обратилась к ответчику с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка (л.д. 12).
Письмом от 05 июля 2018 года исх. N К-8210 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... со ссылкой на подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ (л.д. 13).
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кидрасовой Х.Ф. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N.., об обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить с Кидрасовой Х.Ф. соглашение о перераспределении земельных участков.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что перераспределение земельных участков предусматривает образование земельного участка из земельного участка, находящегося в частной собственности истца, и муниципальных земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ.
Следовательно, указанное соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ не может быть заключено, а отказ ответчика со ссылкой на указанную норму права соответствует закону. При этом суд учитывает, что основанием для отказа в перераспределении земельных участков на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ является возможность образования самостоятельного земельного участка в соответствии со статьей 11.9 ЗК РФ, в пункте 1 которой имеется указание на предельные размеры земельных участков, другие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не поименованы. Также истцом не представлено суду доказательств доводов о невозможности формирования самостоятельного земельного участка, включающего испрашиваемый земельный участок, для использования его по назначению.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно счел, что из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вновь образуемый в результате перераспределения земель земельный участок, будет препятствием для использования по назначению соседнего земельного участка с кадастровым номером 02:55:030864:418, принадлежащего Хрусталевой Е.С, который был образован с учетом возможного доступа к нему с территории мест общего пользования, из которых согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и образуется в результате перераспределения земельный участок, испрашиваемый истцом.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, является верным вывод суда о наличии оснований, предусмотренных подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, испрашиваемом истцом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая оценка, которую, с учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит правильной.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кидрасовой Х.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи З.А. Науширбанова
Д.И. Терегулова
Справка: судья Бикчурина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.