Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Низамовой А.Р.
судей Алешиной С.Н.
Булгаковой З.И.
при секретаре Селиванец Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Тюменевой О.Р. на решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Тюменевой О. Р. к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Демском районе г.Уфы о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда в Демском районе г.Уфы N... от 28 декабря 2018 года об отказе в установлении пенсии в части невключения в стаж работы Тюменевой О. Р. периода нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2007 года по 27 октября 2007 года и периода работы в должности врача акушера-гинеколога в ГБУЗ Городской больнице N... с 01 января 2003 года по 31 января 2003 года (1мес 1день).
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда в Демском районе г.Уфы включить в стаж Тюменевой О. Р, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2007 года по 27 октября 2007 года и период работы в должности врач акушера-гинеколога в ГБУЗ Городской больнице N... с 01 января 2003 года по 31 января 2003 года (1мес 1день).
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Тюменева О.Р. обратилась с иском (с учетом уточнений) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Демском районе г.Уфы о признании решения N... от 28 декабря 2018 года об отказе в установлении пенсии в части невключения спорных периодов незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы с 01 января 1988 года по 26 марта 1990 года, с 16 августа 1990 года по 10 октября 1990 года в Серафимовской медико-санитарная части санитаркой женской консультации; период работы санитаркой в Профилактории БГМУ с 26 ноября 1990 года по 30 марта 1991 года, период работы с 24 апреля 1991 года по 10 июля 1991 года уборщицой-санитаркой в Уфимском протезном ортопедическом предприятии; период с 06 мая 2011 года по 04 октября 2018 года врачом ультразвуковой диагностики в МУП "Хозрасчетная поликлиника г.Уфы; периоды с 03 января 2001 года по 20 мая 2002 года и с 01 января 2003 года по 31 января 2003 года в должности врача акушера-гинеколога в ГБУЗ Городской больнице N... ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2007 года по 27 октября 2007 года, с 11 января 2012 года по 21 февраля 2012 года, с 06 февраля 2017 года по 18 февраля 2017 года, с 20 февраля 2017 года по 21 марта 2017 года, с 04 декабря 2017 года по 07 декабря 2017 года, назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права.
В обоснование иска указала, что решением N... от 28 декабря 2018 года ответчик отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого 30-летнего стажа работы по осуществлению лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с чем истец не согласна.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Тюменева О.Р. просит решение суда отменить в части, которой в иске отказано, ее требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что отказывая во включении в специальный стаж работы истца периода работы с 06 мая 2011 года по 04 октября 2017 года, суд не учел, что Тюменева О.Р. работала в Муниципальной унитарном предприятии Хозрасчетная поликлиника г. Уфы с 2011 года. С этого времени ее трудовые функции не менялись, менялась лишь организационно-правовая форма медицинского учреждения, наименования. Также судом необоснованно отказано во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 11 января 2012 года по 21 февраля 2012 года, с 06 февраля 2017 года по 18 февраля 2017 года, с 20 февраля 2017 года по 21 марта 2017 года, с 04 декабря 2017 года по 07 декабря 2017 года и во включении в специальный стаж работы в Серафимовской медико-санитарная части, в Профилактории БГМУ, в Уфимском протезном ортопедическом предприятии суд не дал должной оценки должностной инструкции санитарки женской консультации, где она непосредственно обслуживала больных.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Шапкина С.В, представителя ответчика Саитзянову Л.Д, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (пункт 20 части 1 статьи 30).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Аналогичным образом реализовывалось право указанных лиц на пенсионное обеспечение и по ранее действовавшему законодательству (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Разрешая исковые требования Тюменевой О.Р. в части включения в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода работы с 06 мая 2011 года по 04 октября 2017 года, суд исходил из того что Муниципальное унитарное предприятие "Хозрасчетная поликлиника г. Уфы" не предусмотрено в Списке N 781 от 2002 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, то есть преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В основу дифференциации таких понятий как "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения" были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Осуществляемая коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.
Тюменева О.Р. ссылается на пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в абзаце втором которого даны разъяснения о том, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Между тем, податель жалобы не учитывает подлежащие применению к спорным отношениям положения части 5 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем Постановлении от 28 августа 2014 года N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" предписало Минтруду России по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных п. п. 19 - 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года предусмотренных п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
В связи с этим в настоящее время издано несколько Приказов Минтруда России, однако применительно к спорной ситуации вопрос о тождественности выполняемой профессиональной деятельности не разрешен.
Что касается курсов повышения квалификации с 11 января 2012 года по 21 февраля 2012 года, с 06 февраля 2017 года по 18 февраля 2017 года, с 20 февраля 2017 года по 21 марта 2017 года, с 04 декабря 2017 года по 07 декабря 2017 года, то так как эти периоды приходятся на время работы в МУП "Хозрасчетная поликлиника г. Уфы", то они не подлежат зачету в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Требуя засчитать в специальный стаж период работы с 01 января 1988 года по 26 марта 1990 года, с 16 августа 1990 года по 10 октября 1990 года в Серафимовской медико-санитарная части санитаркой женской консультации; период работы санитаркой в Профилактории БГМУ с 26 ноября 1990 года по 30 марта 1991 года, период работы с 24 апреля 1991 года по 10 июля 1991 года уборщицой-санитаркой в Уфимском протезном ортопедическом предприятии, Тюменева О.Р. как в иске, так и в апелляционной жалобе ссылается на Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", где разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Отказывая во включении в специальный стаж данного периода работы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что настоящий спор не касается работы с тяжелыми или вредными условиями труда.
Данные Указания Министерством социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У регулируют порядок применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости пользуются санитарки непосредственно обслуживающие больных в противочумных, туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в соответствии со Списком N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Поскольку истица в спорный период не работала в указанных учреждениях, в специальный стаж данный период включению не подлежит.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем судебной коллегией не проверяется в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюменевой О.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Низамова
Судьи С.Н. Алешина
З.И. Булгакова
Справка: судья Зубаирова С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.