Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Мугиновой Р.Х,
судей Минеевой В.В, Якуповой Н.Н,
при секретаре Атналине В.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных интересов администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, судебная коллегия
установила:
Кучумов Р.Р. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Требования мотивированы тем, что 6 февраля 2015 г. Кучумовым Р.Р. по договору купли-продажи был приобретен объект незавершенного строительства с кадастровым номером N... 10 марта 2015 г. Кучумовым Р.Р. заключен с бывшим собственником объекта Коваленко А.В. договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N... от 30 марта 2012 г, который был заключен для завершения строительства индивидуального жилого дома в границах, указанных в кадастровом паспорте участка общей площадь 1500 кв.м, срок аренды был установлен с 30 ноября 2011 г. по 30 сентября 2016 г. В сроки, установленные договором аренды, истцом был достроен индивидуальный жилой дом. Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 4 июля 2017 г. за Кучумовым Р.Р. признано право собственности на жилой дом (литер А), общей площадью 140,3 кв.м, расположенный по адресу: адрес. 19 декабря 2017 г. Кучумов Р.Р. обратился в Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес.
Письмом за N К-18701 от 21 января 2019 г. Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ответила отказом, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне "Р-1", предназначенный для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. С данным решением истец не согласен.
В связи с чем, Кучумов Р.Р. просит признать за ним право собственности на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером N... расположенный по адресу: адрес, путем заключения с ним договора купли-продажи земельного участка; обязать администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес, и направить его Кучумову Р.Р.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 г. исковое заявление Кучумова Р.Р. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан удовлетворено частично, обязав администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N... расположенного по адресу: адрес и направить его Кучумову Р.Р. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав представителя Кучумова Р.Р. - Позднышева А.С, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае необходимости предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче таких земельных участков, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный орган (часть 2 данной нормы). В указанном пункте 2 настоящей статьи в заявлении и должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3).
Как следует из материалов дела, 6 февраля 2015 г. между Коваленко А.В. и Кучумовым Р.Р. заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства, назначение: не определено, площадь застройки 120 кв.м, степень готовности 24% литер А, адрес: адрес. Указанный объект незавершенного строительства расположен на земельном участке категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства индивидуального жилого дома, общая площадь 1500 кв.м, по адресу: адрес. Указанный земельный участок принадлежит продавцу Коваленко А.В. на праве аренды на срок с 30 сентября 2011 г. по 30 сентября 2016 г. по договору аренды земельного участка от 30 марта 2012 г. N...
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 4 июля 2017 г. за Кучумовым Р.Р. признано право собственности на жилой дом (литер А), общей площадью 140,3 кв.м, расположенный по адресу: адрес Б.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортсоатн от 13 сентября 2017 г. решение суда от 4 июля 2017 г. оставлено без изменения.
9 ноября 2018 г. Кучумов Р.Р. обратился в Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес.
Письмом за N... от 21 января 2019 г. Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ответило отказом, поскольку земельный участок находится территориальной зоне "Р-1", предназначенный для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Управление приняло решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для завершения строительства индивидуального жилого дома" на "для индивидуального жилищного строительства". Письмом N... от 09 февраля 2018 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" уведомило о невозможности внесения сведений в ЕГРН в связи с несоответствием решения территориальному зонированию, утвержденному Решением Совета ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 7 декабря 2017 г, собственником жилого дома, расположенного по адресу: адрес, является Кучумов Р.Р.
Из выписки из ЕГРН от 24 марта 2017 г. следует, что испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 декабря 2003 г, т.е. до территориального зонирования, утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. N 7/4.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности в пределах особо охраняемых природных территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особо природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Довод ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне не могло являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно статье 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа г. Уфа РБ указанные правила, а также градостроительные регламенты утверждены решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - Правила).
Согласно статье 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 Правил рекреационные зоны "Р-1", "Р-2" - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно пункту 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно статье 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан материалы дела не содержат.
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 02:55:050621:454 правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения, входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
Продажа, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворения исковых требований Кучумова Р.Р. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка. Предоставление этого земельного участка в собственность истцу отвечает требованиям статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам. Судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции является правильным, так как основано на установленных по делу обстоятельствах и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных интересов администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Мугинова
Судьи В.В. Минеева
Н.Н. Якупова
Справка: судья М.З. Галлямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.