Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре Рахматуллиной А.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Элоян А.А. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, Главному управлению архитектуры и строительства Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязании утвердить схему расположения земельного участка, по апелляционной жалобе представителя Элоян А.А. - Суханова С.В. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, представителя Элоян А.А. - Суханова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Элоян А.А. обратился в суд в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации ГО г.Уфа), Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, главному управлению архитектуры и строительства Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязании утвердить схему расположения земельного участка.
В обоснование иска указал, что Элоян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство высотой не выше трех надземных этажей, адрес: адрес произвести увеличение площади своего земельного участка путем перераспределения его с землями, принадлежащими Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, истец дата направил заявление в УЗИО Администрации ГО г.Уфа на утверждение схемы расположения земельного участка площадью 1702 кв.м, на кадастровом плане территории. УЗИО Администрации ГО г.Уфа ответило письмом N... от дата, согласно которому в соответствии с подпунктом 9 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе, поскольку образование участка производится из участка истца и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. По мнению истца, отказ Управления в утверждении схемы незаконен и нарушает права истца как собственника земельного участка. Ссылается на нарушение административным ответчиком требований Земельного кодекса Российской Федерации, в частности статей 11.10, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Все указанные требования заявителем были соблюдены, необходимые документы приложены к заявлению. Истец не согласен с ответом в части со ссылкой на пункт 9 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку доступ к ним со стороны земель общего пользования отсутствует, образование нового земельного участка без такого доступа невозможно. Оснований для отказа обжалуемое письмо не содержит. Ссылается на то, то незаконный отказ УЗИО Администрации ГО г.Уфа нарушает права истца на перераспределение земельного участка, необходимого для приведение его в соответствии с действующими нормами.
Истец просил суд признать незаконным отказ Элоян А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме УЗИО Администрации ГО г.Уфы N... от дата; обязать УЗИО Администрации ГО г.Уфы в течение 5 дней после вынесения решения суда утвердить и направить Элоян А.А. схему расположения земельного участка площадью 1702 кв.м, на кадастровом плане территории в кадастровом квартале N.., в указанных координатах поворотных точек:
Обозначение характерных точек
Координаты, м
X (м)
Y (м)
...
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Элоян А.А. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, ГУ Главархитектуре Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязании утвердить схему расположения земельного участка - отказать.
В апелляционной жалобе представитель Элоян А.А. - Суханов С.В. просит решение суда отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
На основании части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В частности, подпунктом 3 пункта 1 названной статьи допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
При этом пунктом 2 той же статьи установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом согласно статье 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации процедура заключения такого соглашения инициируется заявлением заинтересованного лица о перераспределении земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 данной статьи.
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно, части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательными приложениями к указанному в пункте 2 настоящей статьи соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.
Таким образом, утверждение схемы в целях перераспределения земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и отсутствием оснований для перераспределения земель, установленных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждение схемы расположения земельного участка производится в целях образования земельных участков при их разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков
Административным ответчиком принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков:
образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса.
Судом установлено, что Элоян А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство высотой не выше трех надземных этажей, адрес: адрес.
Намереваясь произвести увеличение площади своего земельного участка путем перераспределения его с землями, принадлежащими Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, истец дата направил заявление в УЗИО Администрации ГО г.Уфа на утверждение схемы расположения земельного участка площадью 1702 кв.м, на кадастровом плане территории.
УЗИО Администрации ГО г.Уфа ответило письмом N... от дата, в котором указало, что в соответствии с пунктом 9 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе, поскольку образование участка производится из участка истца и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО г.Уфа N... от дата, испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне Ж-1, где минимальный размер земельного участка составляет:
для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей - от 600 до 2500 кв. м;
для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три - 200 кв.м.
Таким образом, перераспределение земельных участков невозможно, поскольку размер примыкаемого земельного участка площадью 702 кв.м, а также земельного участка, находящегося в собственности Элоян А.А. площадью 1000 кв.м, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса.
Также на заявление истца от дата дан ответ, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета ГО г.Уфа N... от дата, испрашиваемый земельный участок расположен в жилой зоне Ж-1, где минимальный размер земельного участка составляет:
для индивидуального жилищного строительства высотой не выше трех надземных этажей - от 600 до 2500 кв.м;
для блокированной жилой застройки количеством надземных этажей не более чем три - 200 кв.м.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Элоян А.А. - Суханова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.