Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р,
при секретаре Рахматуллиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Алопиной О.Н. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе представителя Алопиной О.Н. - Александровой Т.Н. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, объяснения Алопиной О.Н. и ее представителя Александровой Т.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Салишевой Э.Р, судебная коллегия
установила:
Алопина О.Н. обратилась с административным иском к Администрации ГО г.Уфы Республики Башкортостан, УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указала, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном адрес. На основании статьи 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Алопина О.Н. обратилась как один из сособственников многоквартирного дома о формировании земельного участка под многоквартирным домом и придомовой территории с элементами озеленения и благоустройства, проведении его государственного кадастрового учета как вновь образованного из земельного участка с кадастровым номером N.., на котором также расположен многоквартирный адрес. На обращение истца УЗИО был дан ответ об отказе в формировании земельного участка в связи с тем, что в силу статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует проект планировки и межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом. Данный отказ считает незаконным в силу положений статьи 16 Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полагает, что как собственнику квартиры в многоквартирном доме ей также принадлежит доля в земельном участке с элементами озеленения и благоустройства, в связи с чем просит сформировать земельный участок.
Истица просила суд признать незаконным решение Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан и УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан об отказе в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого адрес, выраженное в письме УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан от дата N... обязать Администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан и УЗИО Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан сформировать земельный участок для эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Алопиной О.Н. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом N... по адрес, обязании ответчиков устранить допущенные нарушения путем формирования земельного участка - отказать.
В апелляционной жалобе представитель Алопиной О.Н. - Александрова Т.Н. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59-62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Алопиной О.Н. на праве собственности принадлежит адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
Многоквартирный жилой адрес расположен на земельном участке с кадастровым номером N... в пределах кадастрового квартала N... с разрешенным видом использования: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными административными помещениями, для объектов жилой застройки, уточненная площадь 8714 кв.м.
Указанный земельный участок, расположенный под многоквартирным домом N... по адрес с кадастровым номером N... поставлен на государственный кадастровый учет дата и входит в границы территории, ограниченной адрес, территорией ВВЦ, детских оздоровительных баз, сквером "зеленая роща" и местным проездом в створе адрес.
По постановлению главы Администрации г.Уфы N... от дата в состав земель города Уфы принято 20930 га земель, исключенных из государственного учета лесного фонда.
адрес согласно публичной карте расположен в пределах квартала 23 и 24, которые были исключены из состава земель лесного фонда и в настоящее время относится к землям населенных пунктов с формой собственности: публично-правовых образований.
Согласно ответа на запрос УЗИО Администрации ГО г.Уфа от дата за N... постановлением Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан N... от дата, ООО "Группа компаний СУ-10" разрешена разработка проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной адрес, территориями Выставочного Комплекса "Башкортостан", детских оздоровительных баз, сквера "Зеленая роща" и местным проездом в створе адрес
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N... были назначены публичные слушания по проекту планировки и межевания данной территории.
В связи с жалобами и обращением ТУ Росимущества в Республике Башкортостан, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N... от дата, публичные слушания отменены.
На сегодняшний день доработанный проект планировки и проект межевания вышеуказанной территории в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не предоставлен.
На основании обращения ООО "Крона" Главархитектурой Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан был выдан градостроительный план земельного участка N... от дата для размещения многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями на земельном участке с кадастровым номером N... Рабочая проектная документация застройщиком в Главархитектуру г.Уфы представлена. На земельный участок с кадастровым номером N... договорные отношения не заключались.
Из реестрового дела (правоустанавливающих документов) на объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:010715:52 установлено следующее:
Постановлением главы Администрации ГО г.Уфа N... от дата ГУ ФССП по Республике Башкортостан разрешено проектирование жилого дома со встроенно-пристроенными административными помещениями по адрес рядом с домом N... в адрес на земельном участке ориентировочной площадью 0,45 га.
Постановлением Администрации ГО г.Уфа N... от дата утверждены границы по перераспределению земельных участков N... и N.., находящиеся в государственной собственности. Утверждены границы земельного участка с кадастровым номером N... со следующими характеристика: местоположение совпадает с границами квартала N.., расположение по адрес рядом с домом N... в 161 м на восток относительно жилого адрес, площадью 8714 кв.м, земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для проектирования и строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными административными помещениями, для объектов жилой застройки.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N... -р земельный участок с кадастровым номером N... расположение по адрес рядом с домом N... в 161 м на восток относительно жилого адрес, площадью 8714 кв.м, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан.
По заявлению Мусина Б.М. от дата земельный участок с кадастровым номером N... был постановлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N.., решение Управления Роснедвижимости по РБ от дата. N... (л.д.103, 108-109, 113, 122).
На запрос суда ГУ архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа о предоставлении архитектурно-планировочных решений многоэтажного жилого адрес (кадастровый N... ) были предоставлены копии листов проектной документации по объекту капитального строительства "Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными административными помещениями по адрес рядом с домом N... в адрес. Секция Г".
Согласно данной схеме проектной документации многоэтажный жилой дом (строительный адрес адрес рядом с домом N... ) является объектом недвижимости многоэтажный жилой дом, состоящим из 4 секций (А, Б, В, Г).
Разрешением на строительство N... от дата ГУ ФССП по Республике Башкортостан разрешено строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными административными помещениями по адрес рядом с домом N... в 161 м на восток относительно жилого адрес.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от дата отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдало разрешение УФССП по Республике Башкортостан на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: секций А, Б, В (жилая часть без встроенных помещений и подземной автостоянки), расположенного по адресу: адрес рядом с домом N...
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от дата отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан руководствуясь статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдало разрешение УФССП по Республике Башкортостан на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: многоквартирного жилого адрес, секция Г, расположенного по адресу: адрес.
Актом приемки объекта капитального строительства комиссией принят Многоэтажный жилой дом со встроенно-пристроенными административными помещениями по адрес рядом с домом N... в Советском районе г.Уфы. Секция Г, которому присвоен адрес: адрес (л.д.180-184).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года N12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - Постановление N12-П) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Из частей 2-5 статьи 16 Закона N189-ФЗ (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом, каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае, собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Закона N189-ФЗ, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении N12-П, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, следовательно, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общим правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом, отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа истцу в реализации его права на формирование земельного участка, поскольку административный ответчик вправе инициировать вопрос о разработке такого проекта уполномоченным органом.
Таким образом, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 апреля 2019 года отменить, принять новое решение.
Административный иск Алопиной О.Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об отказе в формировании земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого адрес в адрес, выраженное в письме от дата N...
Обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Алопиной О.Н. по формированию под указанным многоквартирным жилым домом земельного участка.
Председательствующий
Судьи
Справка судья Абузарова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.