Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Шиловской Н.Ю,
судей
Кудасовой Т.А,
Сухаревой С.И.
при секретаре
Фадеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 августа 2019 года апелляционную жалобу Белоусовой А. С. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 года по гражданскому делу N2-124/2019 по иску Кириллова В. М, Лобановой Е. Б, Швайгер Ю. А, Швайгер Л. Б, Водоватовой Е. С, Косенкова А. А. к Белоусовой А. С. о признании недействительным решения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А, объяснения ответчика Белоусовой А.С, ее представителя "... ", поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Кириллова В.М. - "... ", возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Кириллов В.М, Лобанова Е.Б, Швайгер Ю.А, Швайгер Л.Б, Водоватова Е.С, Косенков А.А. обратились в суд с иском к ответчику Белоусовой А.С, в котором просили признать недействительным решение общего собрания членов ТСЖ "Большой проспект 70-72", проведенного в форме заочного голосования в период с "дата" по "дата".
В обоснование исковых требований истцы ссылаясь на то, что они являются собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект 70-72, а также членами ТСЖ "Большой проспект 70-72", чьи права были нарушены проведенным общим собранием членов ТСЖ, в результате которого было переизбрано правление ТСЖ, а ответчик избрана председателем товарищества.
Истцы указывают, что в нарушение положений статьи 146 ЖК РФ они не были уведомлены о проведении общего собрания членов ТСЖ; в нарушение пункта 13.1 Устава ТСЖ собрание инициировано ответчиком Белоусовой А.С, не являющейся ни членом правления, ни членом ревизионной комиссии, ни лицом, обладающим не менее N... голосов от общего числа голосов членов ТСЖ; в нарушение части 3 статьи 146 ЖК РФ отсутствовал кворум для проведения собрания, поскольку в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие менее чем N... голосов от общего числа голосов; нарушен порядок проведения заочного собрания, установленный статьей 47 ЖК РФ, поскольку предшествующее ему собрание в очной форме не проводилось; решения собрания до членов ТСЖ доведены не были. Указанные нарушения свидетельствуют о недействительности принятых на собрании решений в соответствии с положениями статей 181.4, 181.5 ГК РФ.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 года признано недействительным решение общего собрания членов ТСЖ "Большой проспект 70-72", оформленное протоколом от "дата".
В апелляционной жалобе Белоусова А.С. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истцы Водоватова Е.С, Кириллов В.М, Косенков А.А, Лобанова Е.Б, Швайгер Л.Б, Швайгер Ю.А, представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (часть 1 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При решении вопроса, касающегося правомочий общего собрания членов товарищества собственников жилья согласно ч. 3 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации следует руководствоваться положениям ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регулирует порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, неотъемлемой частью которого является принятие решения по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, а также порядок его обжалования.
Согласно ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 148 Жилищного кодекса Российской Федерации, в обязанности правления ТСЖ входит созыв и проведение общего собрания членов товарищества.
На основании ч.1, 1.1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.
По правилам ч. 3 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют члены товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов товарищества.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (опросным путем) и очно-заочного голосования урегулирован ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование).
Согласно п. 2, 3 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Согласно п.4 ст. 146 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.
Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, участвующих в собрании, определяется исходя из суммы их долей в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В силу пункта 9 статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества. Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 143 ЖК РФ).
Единственным доказательством наличия кворума при проведении общего собрания членов ТСЖ может являться реестр членов ТСЖ и бюллетени для голосования.
В соответствии со статьей 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно пункту 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии со ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, проведение собрания в отсутствие кворума является безусловным основанием для признания принятых на нем решений недействительными и не имеющими юридической силы.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении настоящего спора являются соблюдение требований ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок проведения общего собрания в форме заочного голосования, извещение собственников помещений в таком доме о проведении собрания, наличие кворума для проведения собрания, наличие либо отсутствие факта нарушения прав истцов при проведении общего собрания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реестр членов ТСЖ от "дата" содержит недостоверные сведения, что в реестре не указаны лица, подавшие заявления о вступлении в члены ТСЖ, не могут служить основанием для отмены решения суда. Согласно ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В силу ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Согласно п. 9, 10 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ежегодно ТСЖ обязано направлять в Государственную жилищную инспекцию документы, в том числе реестр членов ТСЖ.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции суд исследовал реестр членов ТСЖ, предоставленный Государственной жилищной инспекцией. Поскольку реестр был представлен в ГЖИ ТСЖ, подписан председателем ТСЖ, у суда не было оснований для дополнительной проверки указанного реестра. Как правильно указал суд первой инстанции, реестр ТСЖ никем не оспорен, является юридически действительным и даже при включении проголосовавших лиц, считающих себя членами ТСЖ, но не включенных в реестр (т.2 л.д.26), кворум для проведения собрания не будет достигнут ( N... голосов из требуемых не менее N... голосов).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Кириллов В.М, Лобанова Е.Б, Швайгер Ю.А, Швайгер Л.Б, Водоватова Е.С, являются собственниками жилых помещений, а Косенков А.А. - нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: "адрес", "адрес" что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела. Согласно данным реестра членов ТСЖ "Большой проспект 70-72" истцы являются членами товарищества собственников жилья, осуществляющего управление указанным многоквартирным домом.
В соответствии с решением правления ТСЖ (протокол N... от "дата") Кириллов В.М. избран председателем правления ТСЖ, о чем в ЕГРЮЛ содержатся соответствующие сведения.
Также судом установлено, что в период с N... по "дата" было проведено внеочередное собрание членов ТСЖ в заочной форме, результаты которого оформлены протоколом от "дата".
Как следует из представленных материалов собрания и объяснений лиц, участвующих в деле, внеочередное собрание было инициировано собственником "адрес" указанном многоквартирном доме, площадью N... кв.м, Белоусовой А.С, обладающей, согласно данным реестра ТСЖ, N... % голосов от общего числа голосов в товариществе. При этом в соответствии с положениями пункта N... Устава ТСЖ внеочередное собрание может быть созвано по инициативе членов правления, членов товарищества, обладающих N... % и более голосов от числа голосов в товариществе, а также по требованию ревизионной комиссии.
Согласно протоколу собрания и объяснениям Белоусовой А.С. в судебном заседании, кворум для проведения собрания определялся не исходя из данных реестра членов ТСЖ, направленного товариществом в ГЖИ Санкт-Петербурга и представленного инспекцией в материалы дела, а по данным реестра, самостоятельно составленного инициатором собрания на основе сведений о заселении по состоянию на "дата". Согласно этим данным, в собрании приняли участие собственники, обладающие N... голосами, что составляет N... голосов от общего числа членов ТСЖ, при этом было выдано N... бюллетеня.
Судом первой инстанции установлено, что в собрании из N... голосов членов ТСЖ приняли участие члены ТСЖ, обладающие в совокупности N... голосами, что составляет 7,59 % голосов при требуемых частью 4 статьи 146 ЖК РФ 50% и более голосов ( N... - N... - N... голосов; N... - N... ; Белоусова А.С.- N... кв.м.; "... " - N... голоса; N... ; N... ; всего - N... голоса).
Кроме того, суд установил, что решения собственников вносились в бюллетени, без указания в большинстве случаев сведений о документе, подтверждающем право собственности голосующего лица.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии кворума при проведении общего собрания, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к верному выводу, в том числе, о проведении общего собрания членов ТСЖ по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект 70-72 с грубым нарушением процедуры созыва собрания, поскольку инициатором его проведения выступила Белоусова А.С, обладающая N... % голосов, в связи с чем признал решение собрания недействительными.
Оспариваемым решением общего собрания нарушены права и законные интересы истцов как собственников помещения. При проведении общего собрания членов ТСЖ не было кворума, не была соблюдена процедура созыва и проведения собрания. Указанные нарушения существенны, не являются формальными, в связи с чем, собрание не было правомочно принимать решения.
Судебная коллегия считает возможным оставить в силе оспариваемое решение суда.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белоусовой А. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.