Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Стаховой Т.М.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2019 года апелляционную жалобу Илькевича В. О. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года по административному делу N 2а-6028/2019 по административному исковому заявлению Илькевича В. О. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения представителя административного истца - Якушанова Б.А, представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное - Попова И.С, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Мазиной О.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Илькевич В.О. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии от 3 июля 2019 года N 8-11 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное шестого созыва по избирательному округу N 4;
обязать избирательную комиссию незамедлительно зарегистрировать кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное шестого созыва по избирательному округу N 4.
В обоснование заявления Илькевич В.О. ссылался, что для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное шестого созыва по избирательному округу N 4. Избирательной комиссии муниципального образования МО Звездное (далее - ИКМО) Илькевич В.О. был уведомлен об отсутствии в представленных документах документа, подтверждающего факт оплаты изготовления листов с подписями избирателей, что послужило основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты. Полагая названное решение незаконным, Илькевич В.О. ссылался на то, что требуемые документы, подтверждающие факт оплаты были представлены им 24 июня 2019 года, однако не были учтены административным ответчиком, который ошибочно полагал, что в качестве такого документа может выступать только платежное поручение с отметкой банка об исполнении.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Административный истец о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки в судебное заседание не представил, направил в суд своего представителя, имеющего высшее юридическое образование, действующего на основании доверенности. При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное от 9 июня 2019 года N 6-1 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Звездное шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Звездная газета" 9 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N4, председателем ИКМО Звездное 18 июня 2019 года в 14 часов 55 минут от Илькевича В.О. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка с места работы);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Согласно подтверждению о получении документов для регистрации кандидата, 24 июня 2019 года в 11 часов 10 минут зам.председателя ИКМО Звездное приняты от Илькевича В.О. следующие документы:
- подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей,
- данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию;
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда (выписка об остатке средств на избирательном счете; банковский расходный кассовый ордер; СД диск с 2мя файлами).
29 июня 2019 года административному истцу вручено решение от 29 июня 2019 года N 5-9 об извещении кандидата Илькевича В.О, которым указано на отсутствие документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Решением ИКМО от 3 июля 2019 года N 8-11 Илькевичу В.О. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по причине несоответствия представленных документов требованиям подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательная комиссия в решении об отказе в регистрации кандидата указала, что Илькевичем В.О. не были представлены документы, подтверждающие факт оплаты изготовления подписных листов.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Так в частности пункт "в" части 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" одним из оснований отказа в регистрации кандидата указывает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.
В подтверждение о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что до 18 часов 29 июня 2019 года Илькевичем В.О. были представлены требуемые документы в необходимом для регистрации объеме.
При этом, ссылаясь на наличие документов, свидетельствующих об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда, истец в административном иске ссылался на то, что им с первым финансовым отчетом были "дата" представлены в ИКМО:
- платежное поручение N 1 о безналичном перечислении на р/с ИП Трофимовой Е.А. суммы 200 рублей в оплату изготовления подписных листов;
- банковская выписка по счету о двух проведенных банковских операциях - поступление (зачисление) его собственных денежных средств на специзбирсчет в сумме 300 руб. и безналичное перечисление (расход) на р/с ИП Трофимовой Е.А. суммы 200 руб. в оплату изготовления подписных листов.
Однако в вышеуказанном подтверждении о получении документов для регистрации кандидата от 29 июня 2019 года, подписанном Илькевичем В.И, подтвердившим достоверность указанных в подтверждении сведений о комплектности представляемых им документов, что административным истцом не оспаривается, платежное поручение, в качестве предоставляемых в ИКМО документов, не поименовано.
Как следует из исследованных в ходе судебного разбирательства документов, представленных Илькевичем В.О. для регистрации в качестве кандидата в депутаты, полученные от административного истца ИКМО выписка из лицевого счета за период с 17.06.2019 по 24.06.2019 о приходно-расходных операциях по счету, выписка из лицевого счета о входящем и исходящем остатках за период с 17.06.2019 -23.06.2019, не содержат данных об оплате изготовления подписных листов.
Таким образом, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы стороны административного истца о том, что поименованные в подтверждении от 29 июня 2019 года документы, содержали также и документ, подтверждающий факт оплаты подписных листов со специального счета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может прийти к выводу, что Илькевич В.О. выполнил требования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 в части предоставления в ИКМО документов, подтверждающих факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
Сам по себе факт наличия необходимых документов на руках у кандидата в рассматриваемом деле не имеет правового значения, поскольку избирательным законодательством строго регламентирован период времени, в который документы, подтверждающие факты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата, должны быть представлены в ИКМО, а их непредставление своевременно не подлежит последующему восполнению.
Так, пунктом 8 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что представление документов для регистрации кандидатов осуществляется в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Решение о назначении выборов опубликовано 9 июня 2019 года, следовательно, последний день срока предоставления документов в ИКМО истекал 29 июня 2019 года.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрена возможность устранения кандидатом неполноты сведений о нем или ненадлежащего оформления избирательных документов либо восполнения отсутствия какого-либо из них.
Однако, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Соответственно, после 29 июня 2019 года кандидат не вправе предоставлять в ИКМО ранее не представленные документы об оплате.
При таком положении, Илькевич В.О. был лишен права их восполнить после 29 июня 2019 года, о чем он был извещен ИКМО 29 июня 2019 г, однако до 18 часов указанной даты документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов не представил.
Анализ положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктами 2, 3 статьи 33 указанного Закона, подпунктом "в.1", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ однозначно свидетельствует, что обязанность избирательной комиссии по уведомлению кандидата и избирательного объединения и принятию от них документальных уточнений и дополнений, а также и право кандидата и избирательного объединения по представлению документальных уточнений и дополнений распространяется на случаи выявления неполноты сведений о кандидате в уже представленных в установленный срок документах или несоблюдения требований закона к оформлению таких документов.
Согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Анализ названных правовых норм свидетельствует об отсутствии в законодательстве Российской Федерации положений, дающих участникам избирательного процесса право дополнительно предоставлять любые непредставленные своевременно документы, требующиеся для уведомления о выдвижении кандидата.
Таким образом, приведенные нормы Федерального закона и Закона Санкт-Петербурга предоставляет кандидатам и объединениям право вносить уточнения и дополнения, а равно производить замену только в отношении документов, ранее в установленные сроки представленных в избирательную комиссию, не предусматривая возможность предоставления дополнительных документов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал не имеющими правового значения доводы Илькевича В.О. относительно попыток предоставления им в ИКМО 01 июля 2019 года (за пределами установленного законом срока), дополнительных документов (платежного поручения N 1 от 18.06.2019), подтверждающих оплату изготовления подписных листов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.