Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Чернышове А.А.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2019 года административное дело N2а-3262/19 по апелляционной жалобе Авдеенкова А. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Авдеенкова А. В. об отмене решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской N7-10 от 07 июля 2019 года о регистрации кандидата.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Щабельской И.Н, действующей на основании доверенности от 15 июля 2019 года сроком на 6 месяцев, представителя административного ответчика председателя Рыбинской Н.В, действующей на основании решения от 24 мая 2019 года N2-2, представителя заинтересованного лица Федина В.А.-Шепеля А.С, действующего на основании доверенности от 18 июля 2019 года сроком на 4 года, представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О, действующего на основании доверенности от 19 марта 2019 года сроком по 31 декабря 2019 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдеенков А. В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской (далее ИКМО Морской) от 07 июля 2019 года N7-10 о регистрации Федина В. А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по избирательному округу N19.
В обоснование заявленных требований административный истец Авдеенков А.В. указал, что 7 июля 2019 года ИКМО Морской принято решение N7-10 о регистрации Федина В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по избирательному округу N19. По мнению административного истца, решение является незаконным, так как Федин В.А, являясь членом Участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществлял сбор подписей избирателей в свою поддержку, что противоречит пункту 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Авдеенкова А.В. отказано (л.д.143-151).
В апелляционной жалобе Авдеенков А.В. просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворить заявленные требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Авдеенков А.В. и заинтересованное лицо Федин В.А, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации телефонограммами.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец Авдеенков А.В. и заинтересованное лицо Федин В.А. об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, ведут дело через представителей, их неявка не препятствует рассмотрению дела и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургской избирательной комиссии, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и представителя заинтересованного лица Федина В.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда отменить и принять решение об удовлетворении административного иска, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ) и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее -Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Частью 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 установлено, что выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской от 18 июня 2019 года N 15 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д.129).
Решением ИКМО Морской от 07 июля 2019 года N7-10 зарегистрирован Федин В.А, выдвинутый в порядке самовыдвижения, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 19 (л.д.81-82).
Решением ИКМО Морской от 12 июля 2019 года N7-16 зарегистрирован административный истец Авдеенков А.В, выдвинутый избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 19 (л.д.9-10).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что заинтересованное лицо Федин В.А, являясь членом участковой избирательной комиссии иного округа и не используя свое служебное положение, имел право собирать подписи в свою поддержку, в связи с чем решение ИКМО Морской о регистрации Федина В.А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 19 является законным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Основаниями отказа в регистрации кандидата в соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ являются:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
а.1) при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации;
а.2) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона;
б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;
г.1) если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
д.1) недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
е) сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Указанных оснований, влекущих удовлетворение административного иска, по настоящему делу не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Федин В.А, являясь членом участковой избирательной комиссии N154, не имел права собирать подписи в поддержку своего выдвижения, были проверены судом и обоснованно отвергнуты.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 данного Федерального закона (подпункт "к" пункт 6.4 статья 38), в соответствии с которой подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 и пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть кандидатом в депутаты в ином избирательном округе, нежели тот, где он является членом комиссии.
В Определении от 7 февраля 2012 года N 252-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ не исключают возможность для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку своего выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей (например, при уходе в кратковременный отпуск) и не связано с использованием преимуществ его должностного положения. При этом, личное участие названных лиц в сборе подписей обусловлено целями реализации их собственного пассивного избирательного права.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года N1143-О, исключая участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов органов государственной власти, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в то же время не исключает участие в нем лиц, не являющихся кандидатами и замещающих государственные должности, в том числе депутатов Государственной Думы, однако предусматривает, что указанные лица не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата (пункт 7 статьи 37, пункт 4 статьи 40).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что названные законоположения в их взаимосвязи, а также в системе действующего правового регулирования могут рассматриваться как основание для признания подписных листов недействительными, если будет установлено, что были нарушены принципы свободных выборов и равенства прав кандидатов и, следовательно, нарушены конституционные права административного истца в указанном в апелляционной жалобе аспекте.
Как следует из материалов дела, территория участковой избирательной комиссии N154 Санкт-Петербурга, членом которой является Федин В.А, не совпадает с территорией избирательного округа N19 внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской.
Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец, оспаривая решение о регистрации Федина В.А. кандидатом в депутаты, не представил доказательств использования им при сборе подписей своего служебного положения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеенкова А. В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.