Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре Чернышове А.А.
с участием прокурора Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2019 года административное дело N2а-5051/2019 по апелляционной жалобе Филипповой Е. А. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года, постановленного по административному исковому заявлению Липиной О. Е. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово о признании незаконным решения о регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета Филипповой Е. А..
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В, выслушав объяснения представителя административного истца Бадалова Р.Г, действующего на основании доверенности от 22 июля 2019 года сроком на 1 год, представителя административного ответчика-председателя Путяковой М.Л, действующей на основании решения N1-3 от 5 сентября 2017 года, заинтересованного лица Филипповой Е.А, представителя заинтересованного лица адвоката Шония А.Р, действующего на основании ордера N009960 от 5 августа 2019 года, заключение прокурора Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Липина О. Е. обратилась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово (далее - ИКМО Горелово) о регистрации Филипповой Елены Алексеевны кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 (л.д.1-3).
В обоснование заявленных требований Липина О.Е. указала, что она и Филиппова Е.А. зарегистрированы кандидатами в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2. По мнению административного истца, решение ИКМО Горелово о регистрации кандидатом в депутаты Филипповой Е.А. является незаконным, поскольку представленные ею подписные листы не соответствуют установленной форме и изготовлены не за счет средств её избирательного фонда, а согласно подпункту "и" пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложения 8 к названному Федеральному закону и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 указанного Федерального закона, то есть не за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года административный иск удовлетворен, признано незаконным решение ИКМО Горелово от 18 июля 2019 года N10-7 о регистрации Филипповой Е.А. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2; с ИКМО Горелово в пользу Липиной О.Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д.81-87).
В апелляционной жалобе Филиппова Е.А. просит решение отменить и в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что ею были сданы для регистрации кандидатом в депутаты все необходимые документы, в том числе платежное поручение в подтверждение факта оплаты изготовления подписных листов, однако, член ИКМО Архипова С.М. не поставила отметку о предоставлении указанного документа, и члены ИКМО ввели её в заблуждение, убедив, что договор, акт и счет-фактура являются исчерпывающими и достаточными документами (л.д.91-93).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась административный истец Липина О.Е, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации- телефонограммой.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Административный истец об отложении дела не просила, документы об уважительной причине неявки не представила, её неявка не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав заинтересованное лицо и её представителя, представителя административного ответчика, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 10 этой же статьи с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") и Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 выборы депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга назначаются муниципальным советом, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, - избирательной комиссией муниципального образования.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово от 19 июня 2019 года N26 назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово на 8 сентября 2019 года (л.д.68 об).
Названное решение опубликовано в печатном издании, вышедшем в свет 21 июня 2019 года (л.д.64-71).
Таким образом, срок для подачи документов, необходимых для регистрации кандидатов, исчисляется с 22 июня 2019 года по 11 июля 2019 года.
Решением ИКМО Горелово от 20 июня 2019 года N2-3 полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов N1, N2 по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва возложено на ИКМО Горелово (л.д.59-60).
Решением ИКМО Горелово от 20 июня 2019 года N2-7 для многомандатного избирательного округа N2 количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, необходимое для регистрации кандидата, установлено в размере 10 подписей (л.д.57-58).
Решением ИКМО Горелово от 6 июля 2019 года кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 зарегистрирована административный истец Липина О.Е. (л.д.4).
Решением ИКМО Горелово от 18 июля 2019 года N10-7 Филиппова Е.А, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 (л.д.55-56).
Филиппова Е.А. представила в ИКМО Горелово 10 июля 2019 года заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2 в порядке самовыдвижения на 1 листе и документы: копию паспорта на трех листах, копию диплома на 1 листе, справку с места работы на 1 листе, удостоверение депутата на 1 листе, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах на 1 листе; один внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде (л.д.18-29).
В тот же день Филипповой Е.А. выдано разрешение на открытие специального избирательного счёта (л.д43).
Согласно Подтверждению членом ИКМО Горелово приняты 11 июля 2019 года в 14 часов 30 минут следующие документы Филипповой Е.А. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата- количество подписей 14, на 6 листах; протокол об итогах сбора подписей избирателей на 1 листе; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов - на 4 листах: договор NП-117/В, акт N202, ТНN384; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда на 3-х листах, справка банка об открытии специального избирательного счета кандидата на 1 листе; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда в электронной форме 1 штука (л.д.31-46).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение ИКМО Горелово о регистрации Филипповой Е.А. в качестве кандидата в депутаты является незаконным, так как Филипповой Е.А. не представлен платежный документ, подтверждающий оплату изготовления подписных листов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 4 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в подпункте "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей.
Подписные листы согласно пункту 2 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата. Оплата изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата должна быть произведена до дня представления в окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата.
Пунктом 5 статьи 27 названного Закона Санкт-Петербурга установлено, что все документы, необходимые для регистрации кандидата, предоставляются в окружную избирательную комиссию одновременно.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия согласно пункту 1 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 не позднее, чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
При этом, согласно пункту 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, кандидат вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Таким образом, представленные для регистрации в качестве кандидата в депутаты документы, за исключением подписных листов, после принятия этих документов избирательной комиссией могут быть только заменены или изменены кандидатом в установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 срок. Возможность предоставления документа, который не был представлен одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, предусмотрена лишь для документов, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 22 названного Закона Санкт-Петербурга (копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом; заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов), к которым не относится документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов и потому должен быть представлен только одновременно с другими документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Административное судопроизводство согласно пункту 7 статьи 6 и части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Филиппова Е.А, утверждая о представлении в ИКМО Горелово 11 июля 2019 года платежного поручения об оплате изготовления подписных листов, не представила этому доказательств.
Согласно подтверждению о принятии членом ИКМО Горелово 11 июля 2019 года документов Филипповой Е.А. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва по многомандатному избирательному округу N2, Филиппова Е.А. в подтверждение оплаты изготовления подписных листов представила договор NП-117/В, акт N202, ТНN384 (л.д.31)
Правильность сведений о сданных документах и их количестве Филиппова Е.А. подтвердила своей подписью.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные Филипповой Е.А. договор NП-117/В, акт 202 и ТП N384 не подтверждают факт оплаты изготовления подписных листов.
Так, в разделе 3 договора определены стоимость работ и порядок оплаты (л.д.39).
Акт от 10 июля 2019 года подтверждает, что работы выполнены и к оплате подлежат триста рублей (л.д.41).
Товарная накладная удостоверяет факт передачи Филипповой Е.А. 10 июля 2019 бланков подписных листов (л.д.42).
При этом, в представленном Филипповой Е.А. в суд первой инстанции платежном поручении N532392 от 10 июля 2019 года о перечислении со специального избирательного счета кандидата на счет ООО "... " по счету 449 от 10 июля 2019 года 300 рублей не указано назначение платежа (л.д.72).
Кроме того, в силу положений пункта 3 статьи 22, пункта 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 платежное поручение об оплате изготовления подписных листов Филиппова Е.А. должна была представить при подаче документов для регистрации кандидата 11 июля 2019 года и не может заменить или дополнить ранее представленные документы.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию заинтересованного лица с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филипповой Е. А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.