Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Пошурковой Е.В.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 августа 2019 года апелляционную жалобу Чайки А. М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года по административному делу N 2а-9349/2019 по административному иску Шишловой Л. А. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино об отмене решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения представителя административного истца Шишловой Л.А. - Иванова А.М, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино - Кугель Г.В, заинтересованного лица Чайки А.М. и его представителя Верещагиной В.В, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Ермаковой Я.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шишлова Л.А. обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино (далее по тексту также ИКМО) от 9 июля 2019 года N 3-16 "О регистрации Чайки А.М. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 641".
В обоснование административного иска Шишлова Л.А. указала, что он является кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному округу N 641, что подтверждается решением избирательной комиссии от 15 июля 2019 года N 4-5 и удостоверением зарегистрированного кандидата. Избирательной комиссией внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино принято решение от 9 июля 2019 года N 3-16 "О регистрации Чайки А.М. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 641". Административный истец полагает, что решение административного ответчика является незаконным и подлежит отмене, поскольку в заявлении Чайки А.М. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты и подписных листах не указано наименование представительного органа. В подписных листах также отсутствует полное наименование избирательного округа. В представленном для регистрации кандидатом в депутаты заинтересованным лицом финансовом отчете, не указано, что он является первым, в нем неверно указано наименование муниципального образования, неправильно заполнены графы "1.2" и "1.2.1".
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года требования административного иска удовлетворены: признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 9 июля 2019 года N 3-16 "О регистрации Чайки А.М, кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 641".
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Чайка А.М. просит решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:
- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д");
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в");
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований поименованного закона, иного закона (подпункт "в.1");
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 названного закона, иным законом (подпункт "в.2")
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата приведены в подпунктах "з", "в", "г", "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее по тексту также Закон Санкт-Петербурга N 303-46).
Согласно статье 23 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, принятого решением муниципального совета муниципального образования Лахта-Ольгино от 29 октября 2008 года N 96, представительным органом муниципального образования является муниципальный совет, срок полномочий которого составляет 5 лет.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 19 июня 2019 года N 24, опубликованным в официальном издании данного муниципального совета - газете "Лахта-Ольгино" 24 июня 2019 года N 11, назначены выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Материалами дела подтверждается, что Шишлова Л.А. зарегистрирована решением ИКМО от 15 июля 2019 года N 4-5 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 641.
В силу положений пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
7 июля 2019 года Чайка А.М. обратился в ИКМО с заявлением в котором указал о своем согласии баллотироваться в депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по N 641 избирательному округу в порядке самовыдвижения, то есть не указал наименование представительного органа, в который выразил согласие баллотироваться.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей (подпункт "а");
данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются (подпункт "б");
первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда (подпункт "в").
В целях регистрации кандидатом в депутаты Чайкой А.М. предоставлено 13 подписей избирателей, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 все подлежали проверке.
9 июля 2019 года решением ИКМО N 3-16 Чайка А.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 641.
Согласно пункту 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются:
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным законом (подпункт "и").
В подпункте "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 содержатся тождественные вышеприведенным положениям Федерального закона N 67-ФЗ основания для признания недействительными подписей избирателей.
В пункте 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному закону. Из содержания формы следует, что в подписных листах должно быть указано наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, подписные листы Чайки А.М. не содержат наименование представительного органа в который баллотируется кандидат в соответствии с Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино, принятым решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 29.10.2008 N 96.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие оснований для признания всех подписей избирателей недействительными по мотиву несоответствия подписного листа установленной законом форме.
При таком положении вывод суда о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата Чайки А.М. является правильным, а решение суда об удовлетворении административного искового заявления - законным и обоснованным.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о несущественности выявленного судом нарушения, которое не может ввести в заблуждение избирателей, либо оказать кандидату необоснованные преимущества при сборе подписей в свою поддержку.
Факт отсутствия в подписных листах в поддержку выдвижения Чайки А.М. наименования представительного органа, то есть несоответствие подписных листов форме, установленной Федеральным законом N 67-ФЗ, правомерно признан судом первой инстанции существенным нарушением норм избирательного права.
Законодателем отдельно оговорена форма подписного листа, этому придается большое значение, так как точное соблюдение формы составления подписного листа гарантирует достоверность и соблюдение избирательных прав граждан.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Подписной лист недопустимо использовать для регистрации лица в качестве кандидата в депутаты в случае несоответствия его формы требованиям Федерального закона N 67-ФЗ, так как в этом случае все подписи в подписном листе признаются недействительными, что прямо предусмотрено Законом Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Проверяя иные доводы административного иска, суд первой инстанции обоснованно указал, что они не могут выступать самостоятельным основанием для признания незаконным оспариваемого решения.
Так, относительно доводов о неуказании заинтересованным лицом в подписном листе наименования избирательного округа, суд первой инстанции справедливо отметил, что Чайкой А.М. указан номер избирательного округа. Форма, подписного листа, указанная в Приложении N 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, не содержит требования на указание и наименования и номера избирательного округа.
В силу пункта 9 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено предоставление кандидатом с иными документами для регистрации первого финансового отчета.
В данном случае такая обязанность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона Санкт-Петербурга, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Согласно пункту 14 статьи 49 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией муниципального образования.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 6 июня 2019 года N 100-4 "О Методических рекомендациях о порядке учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" установлено, что кандидат одновременно с представлением иных документов для регистрации в срок, установленный пунктом 2 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга, представляет в Комиссию в бумажном и машиночитаемом виде первый финансовый отчет по форме согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям о размерах своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда. При этом в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Представленный Чайкой А.М. в ИКМО первый финансовый отчет соответствует форме, утвержденной вышеназванным решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии, а также решением ИКМО от 24.06.2019 N 1-10. Наименование муниципального образования в финансовом отчете указано верно, а ошибки, которые, по мнению административного истца, допущены Чайкой А.М. при заполнении отдельных граф отчета, исходя из положений подпункта "г" и "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления, как верно отметил суд в решении, являться не могут.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, норм процессуального права, иных нарушений, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 26 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.