Дата вступления в законную силу - 1 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" Деминова Ю.Д. на постановление судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2019 года Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ФКУ Упрдор "Алтай" обратилось с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Жалоба мотивирована тем, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вынесено на второй день после выявления факта совершения административного правонарушения, что свидетельствует о нарушении порядка возбуждения дела. ОГИБДД ОМВД России по Онгудайскому району не представило ФКУ Упрдор "Алтай" копию определения о продлении срока проведения административного расследования. Протокол по делу об административном правонарушении составлен по истечении месячного срока административного расследования, в связи с чем является недопустимым доказательством. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении порядка привлечения к административной ответственности. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Федеральным дорожным агентством за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет. Учреждением в адрес Федерального дорожного агентства письмом от 29 марта 2019 года N 109-2 направлялись предложения по объектам разработки документации по повышению уровня обустройства федеральных автомобильных дорог для включения в федеральную адресную инвестиционную программу на 2019 год и последующие годы, включая расходы на мероприятия по установке барьерного ограждения на автомобильной дороге Р-256 "Чуйский тракт", км 547 - км 892 в Республике Алтай. Направленная 04 июня 2019 года Федеральным дорожным надзором выписка из объемов работ для государственных нужд за счет средств федерального дорожного фонда на 2019-2020 годы по постановке элементов обустройства автомобильных дорог федерального значения на 2019 год в части установки пешеходного ограждения 0,5 км. на сумму 1 785 000 рублей подтверждает невиновность Учреждения.
Для использования при планировании объемов дорожных работ при проектировании о формировании программ дорожных работ применяется Классификация работ, утвержденная приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г..N402, в которой в части содержания автомобильных дорог в сегменте работ по исправлению, замене поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций бартерных ограждений, натяжение или замена тросовых ограждений, замена светоотражающих элементов на ограждениях и столбиках, уборка наносного грунта у ограждения и удерживающих буеров. Эти же работы включены в госконтракт N ф.2018.237392, заключенного с подрядной организацией ООО "Стройсервис". ОГИБДД полагало, что Учреждение в рамках содержания автомобильной дороги обязан был оборудовать участок дороги в с. Купчегень недостающим барьерным ограждением на км 674+270, но данные работы согласно классификации работ могут быть выполнены только при капитальном ремонте автомобильной дороги, однако, в связи с тем, что финансирования не было до 04 июня 2019 года, контракты в настоящее время отсутствуют. Учитывая данные обстоятельства, вина ФКУ Упрдор "Алтай" в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства", будучи извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайство об отложении дела не подало, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без участия его представителя.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав государственного инспектора УГИБДД МВД по РА Напалкова А.М, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах устанавливает ГОСТ Р 52289-2004, который утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 (изм. N 3), ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильного типа - у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении ФКУ Упрдор "Алтай" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, послужил Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 11 марта 2019 года, из которого следует, что старшим государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Онгудайскому району на участке: 674 км. + 270 м. автодороги Р-256 "Чуйский тракт" Онгудайского района с. Купчегень, ул. Трактовая, 15 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги - в нарушение п.8.1.27, Изменения N 3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог и улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяженности не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода.
На основании Акта 12 марта 2019 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 04 ОБ 458045 в отношении неустановленного лица по факту указанному в Акте.
По результатам административного расследования в отношении ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" составлен протокол об административном правонарушении от 29 апреля 2019 года N 04 ЮЛ 000218, из которого следует, что ФКУ Упрдор "Алтай" являясь лицом, ответственным за содержание, проектирование, строительство, реконструкции, капитальный ремонт, ремонт автодороги Р 256 "Чуйский тракт" на 674 км. + 270 м. Онгудайского района, с. Купчегень, ул. Трактовая, 15 не приняло мер для своевременного устранения недостатков улично-дорожной сети, а именно в нарушение пункта 8.1.27, Изменения N3 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог и улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяженности не менее 50 метров в каждую сторону от нерегулируемого пешеходного перехода, что является нарушением требования п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Согласно п. 1.2 Устава Федерального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Предметом деятельности учреждения является обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранения, а также улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности, организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФКУ Упрдор "Алтай" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и его виновности в совершении правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФКУ Упрдор "Алтай" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N 04 ЮЛ 000218 от 29 апреля 2019 года, Актом выявленных недостатков от 12 марта 2019 года, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных в ходе производства по делу, в том числе о вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении на следующий день после составления Акта выявленных недостатков, и как следствие составление протокола за пределами срока административного расследования, не свидетельствуют о таком нарушении порядка привлечения к административной ответственности, которое могло бы привести к вынесению незаконного постановления по делу об административном правонарушении. Данные сроки не являются пресекательными и их нарушение само по себе не влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения судьи районного суда, которым дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.
Признавая ФКУ Упрдор "Алтай" виновным в совершении инкриминируемого административного правонарушения, судья районного суда исходя из представленных доказательств, правильно пришел к выводу о том, что ФКУ Упрдор "Алтай", являясь лицом, ответственным за состояние и содержание автодороги Р-256 "Чуйский тракт" на 674 км. + 270 м. с. Купчегень, ул. Трактовая, 15 Онгудайского, в соответствии с установленными правилами, стандартами, не приняло своевременных мер к устранению недостатков, связанных с отсутствием ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов, что создало угрозу безопасности дорожного движения, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотрено ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Также судья районного суда правильно исходил из того, что исполнение обязанности по организации и содержанию автомобильных дорог путем направления 29 марта 2019 года обращения в Федеральное дорожное агентство предложений по объектам разработки документации по повышению уровня обустройства федеральных автомобильных дорог для включения в федеральную адресную инвестиционную программу на 2019 год и последующие годы, включая расходы на мероприятия по установке барьерного ограждения на федеральной автомобильной дороге Р-256 "Чуйский тракт", км 547 - км 892, Республики Алтай, не указывает на отсутствие вины ФКУ Упрдор "Алтай" и не освобождает от обязанности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию названной автомобильной дороги, поскольку характер выявленных нарушений свидетельствует о непринятии достаточных и своевременных мер к выполнению возложенных на указанное юридическое лицо обязанностей по устранению недостатков, связанных с отсутствием ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов, для исключения угрозы безопасности дорожного движения в районе детского учреждения.
Административное наказание назначено ФКУ Упрдор "Алтай" по правилам, установленным ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер административного штрафа снижен с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального и материального права при вынесении обжалуемого постановления допущено не было, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Онгудайского районного суда Республики Алтай от 27 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" оставить без изменения, жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" Деминова Ю.Д. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.