Дата вступления в законную силу - 1 августа 2019 г.
Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району Санаа А.А. на постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 июня 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" за отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району Санаа А.А. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит отменить постановление и возвратить административное дело на новое рассмотрение, указывая на его незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что судом не учтен факт, что КУ РА "Горно-Алтайавтодор" являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автодороги "Акташ-Улаган-Балыктуюль" к исполнению своих функциональных обязанностей отнеслось формально, не организовало и не приняло действенных мер по обеспечению соответствия автомобильной дороги "Акташ-Улаган-Балыктуюль" общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на ней, установленной правилами, стандартами, а именно не приняло действенных мер для обеспечения соответствия обочин требованиям национальных стандартов, не запланировало и не разработало проект правовых актов для реализации целей деятельности, задач и функций Учреждения и не сформировало заявку потребности в материальных средствах на осуществление полномочий по содержанию автодороги "Акташ-Улаган-Балыктуюль" с 54 км.ж+800 м. по 54 км. + 900 м, в с. Улаган по ул. Заречная от дома N 2, что повлекло за собой нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" допущено занижение обочин.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району Напалкова А.М, поддержавшего доводы жалобы, защитника КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" Мальцева К.С, полагавшего постановление судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.
Из протокола об административном правонарушении N 04 АА 463406 от 03 июня 2019 года, составленного старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району следует, что 12 апреля 2019 года в 16 часов 00 минут в ходе обследования улично-дорожной сети автомобильной дороги регионального значения "Акташ-Улаган-Балыктуюль" с 54 км + 800 м. по 54 км + 900 м. в с. Улаган по ул. Заречная от дома N 2 выявлено несоблюдение требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" допущено занижение обочины: 54км.+810м. занижение обочины 8 см, 54км.+820м. занижение обочины 9 см, 54 км.+830м. занижение обочины 7 см, 54 км. + 840 м. занижение обочины 11 см, 54 км.+850м. занижение обочины 5 см, 54 км.+860 м. занижение обочины 5 см, 54 км.+870 м. занижение обочины 8см, 54 км.+880 м. занижение обочины 8см, 54 км.+890 м. занижение обочины 8см, 54 км.+900 м. занижение обочины 10 см, что является нарушением требования п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений пунктов 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В соответствии с таблицей А.2 приложения А дефектами в виде занижения обочин являются участки обочин, не отделенной от проезжей части бордюром, заниженные относительно прилегающей кромки проезжей части в местах их сопряжения.
Согласно таблице 5.4 срок устранения дефектов обочин в виде занижения более 4 см, составляет не более 7 суток.Из Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 12 апреля 2019 года следует, что на участке автомобильной дороги регионального значения "Акташ-Улаган-Балыктуюль" от 54 км.+800м до 54 км.+900м. в Республике Алтай, Улаганский район по ул. Заречная в районе дома N2 выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги - в нарушение требований п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 допущено занижение обочины: 54км.+810м. занижение обочины 8 см, 54 км.+820м. занижение обочины 9 см, 54 км.+830м. занижение обочины 7 см, 54 км. +840 м. занижение обочины 11 см, 54 км.+850м. занижение обочины 5 см, 54 км.+860 м. занижение обочины 5 см, 54 км.+870 м. занижение обочины 8см, 54 км.+880 м. занижение обочины 8см, 54 км.+890 м. занижение обочины 8см, 54 км.+900 м. занижение обочины 10 см. Измерения проводились на участке 100 м. с разбивкой на измерительные участки длиной 10 метров. Измерения проведены лопатка рейки дорожной универсальная КП-231 N1085 поверка до 06 декабря 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Из Устава КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" следует, что указанное учреждение создано для оказания государственных услуг (выполнения работ) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Алтай в сфере дорожной деятельности (пункт 1). Предметом деятельности Учреждения является организация работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на территории Республики Алтай и работ по ремонту автомобильных дорог, контроль за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог и работ по ремонту автомобильных дорог (пункт 14). Основными целями деятельности Учреждения является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них; повышение пропускной способности на автомобильных дорогах; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 15).
Из пункта 16 Устава следует, что Учреждение организует размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона на выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них, организует принятие мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай, заключает контракты по результатам проведения торгов.
КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" (Заказчик) заключило 04 июня 2018 года с ООО "Аюта" (Подрядчик) государственный контракт N 2018.243944.
Согласно п.1.1, 4.3 контракта предусматривается Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Улаганского района с 01 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, в соответствии с требованиями указанными в Приложении N3 к Контракту по созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования автомобильных дорог Улаганского района, обеспечению сохранности имущественного комплекса автомобильных дорог Улаганского района, а Заказчик берет на себя обязательства оплатить вышеуказанные работы, оказанные с надлежащим качеством, в соответствии с условиями раздела 3 Контракта.
Пункт 1.2 Контракта состав Объекта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в Приложениях N 1, 2, 3 к настоящему Контракту.
Так, в приложении N 3 к государственному контракту указано, что исполнителем осуществляются работы по подсыпке, планировке и уплотнению обочин дренирующим грунтом толщиной 10 см, при этом срок ликвидации возвышения или занижения обочины составляет 7 суток с момента обнаружения.
Нахожу, что судья оценив вышеизложенное пришёл к правильному выводу о том, что КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в данном случае не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, поскольку согласно заключенного государственного контракта Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Улаганском районе в соответствии с Техническим заданием.
Техническим заданием на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Улаганского района в 2019-2023 годах для Подрядчика установлено, что подсыпка, планировка и уплотнение обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см. должны быть произведены в срок не более 7 суток с момента обнаружения (п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.п.8 раздела Содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Технического задания (ежегодные объемы выполнения работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в весенне-летне-зимний период).
Согласно п.5.3.3 Контракта Заказчик осуществляет контроль за исполнением настоящего Контракта, включая организацию и проведение контроля качества работ и материалов.
С учетом вышеизложенного нахожу, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог, в данном случае согласно заключенного контракта таким лицом является Подрядчик ООО "Аюта".
На КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" по заключенному контракту возложены обязанности по контролю за выполнением работ Подрядчиком, что не противоречит положениям п. 14 Устава Учреждения предусматривающим, что предметом деятельности Учреждения является: организация работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Республики Алтай и работ по ремонту автомобильных дорог; контроль за выполнением работ по содержанию автомобильных дорог и работ по ремонту автомобильных дорог.
В протоколе по делу об административном правонарушении составленном в отношении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" каких-либо нарушений по исполнению обязанностей предусмотренных Уставом КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" и государственным контрактом не установлено.
При вышеизложенных обстоятельствах отсутствуют основания для выводов о несоблюдении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, а поэтому судья районного суда обоснованно прекратил производство по административному делу в отношении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Учитывая изложенные, доводы жалобы подлежат отклонению как несостоятельные. По существу они сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судьи Улаганского районного суда оснований сомневаться в которой не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесенное в отношении КУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Улаганскому району Санаа А.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.