Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Мадяева ЛК на решение судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мадяева Л.К.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя - начальника регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 09 апреля 2019 года "данные изъяты" Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району Мадяев Л.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года указанное постановление изменено, исключено из объема вмененных нарушений следующее: "в 2016, 2017 годах проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Отделением МВД России по Улаганскому району, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которого образуются отходы, не разрабатывался, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не устанавливались; форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2016 год не предоставлялся". В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Мадяев Л.К. обратился с жалобой в Верховный суд Республики Алтай, в которой выражает несогласие с вынесенным решением судьи по данному делу, просит его отменить, производство по делу прекратить. В качестве довода указывает, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайск, поэтому не мог участвовать в судебном заседании.
Мадяев Л.К, будучи извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении дела не подал, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав представителя Межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай Ошлакова А.С, возражавшего против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Из п. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из вышеприведенных норм обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов); обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов имеется у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 21 ноября 2018 года в период с 12 декабря по 28 декабря 2018 года должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды проведена плановая выездная проверка в отношении Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району, по результатам которой выявлены нарушения соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, о чем 28 декабря 2018 года составлен Акт проверки N
В рамках проверки выявлены в следующие нарушения: не предоставлены паспорта отходов I - IV классов опасности, образуемых в процессе деятельности Отделения МВД России по Улаганскому району, в Управление не направлялись, при проведении проверки; в 2016, 2017, 2018 годах проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Отделением МВД России по Улаганскому району, не разрабатывался, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не устанавливались; не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов Отделением МВД России по Улаганскому району; форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2017 год предоставлена Отделением МВД России по Улаганскому району в Управление 14 февраля 2018 года, то есть с нарушением установленного срока; производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами Отделением МВД России по Улаганскому району не организован и не осуществляется.
Мадяев Л.К. с 11 декабря 2017 года занимает должность "данные изъяты" Отделения МВД России по Улаганскому району.
Приказом Отделения МВД России по Улаганскому району от 10 января 2018 года N Мадяев Л.К. назначен ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства, мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение экологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за проведение производственного контроля, за охраной атмосферного воздуха.
По факту выявленных нарушений 06 марта 2019 года главным специалистом-экспертом регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении Мадяева Л.К. составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, приказом N от 21 ноября 2018 года "О проведении плановой выездной проверки юридического лица", актом проверки от 28 декабря 2018 года; протоколом по делу об административном правонарушении от 06 марта 2019 года; а также иными материалами дела, исследованными судьей районного суда и которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Мадяева Л.К. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
При этом, при вынесении постановления о назначении административного наказания должностным лицом его вынесшим учтено, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ за отсутствие данных о ведении учета по итогам 2016 и 2017 годов, за предоставление отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2017 год с нарушением установленного срока, а также не предоставление отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год истек.
Исключая из объема вмененных Мадяеву Л.К. нарушений: "в 2016, 2017 годах проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Отделением МВД России по Улаганскому району, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которого образуются отходы, не разрабатывался, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не устанавливались; форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2016 год в Управление не предоставлялся", судья районного суда исходил из того, что указанные нарушения, имели место до назначения Мадяева Л.К. на должность "данные изъяты" ОМВД России по Улаганскому району и возложении на него ответственности за соблюдение требований природоохранного законодательства, мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение экологических нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за проведение производственного контроля, за охраной атмосферного воздуха.
С данным выводом судьи следует согласиться, поскольку согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностное лицо и судья районного суда установили все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса и пришли к обоснованному выводу о виновности "данные изъяты" ОМВД России по Улаганскому району Мадяева Д.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения Мадяева Л.К. к административной ответственности соблюден.
Наказание назначено минимальное в соответствии с санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, и принимая во внимание все фактические обстоятельства дела и характер совершенного должностным лицом ОМВД России по Улаганском району правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, законных оснований для назначения наказания ниже низшего предела не имеется.
При проверке дела в полном объеме нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не выявлено, нормы материального права применены правильно.
Доводы жалобы о том, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайск, поэтому не мог участвовать в судебном заседании не может являться основанием отмены вынесенного судом решения, так как в материалах дела, имеется телефонограмма от 11.06.2019 года об извещении Мадяева Л.К. о времени и месте рассмотрения дела назначенного на 27.06.2019 г, в качестве лица привлекаемого к административной ответственности. Однако в назначенные дату и время Мадяев Л.К. в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении дела в суд не направил. при таких обстоятельствах выводы суда о надлежащем уведомлении Мадяева Л.К. и рассмотрении дела без его участия являются верными. Ссылка в жалобе на то, что на момент рассмотрения жалобы судом он находился на лечении в БУЗ РА РБ г. Горно-Алтайска, а по этому не мог участвовать в судебном заседании не свидетельствует о невозможности рассмотрения дела об административном правонарушении без его участия, поскольку заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания им заявлено не было, в материалах дела таких доказательств не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя - начальника регионального отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай N от 09 апреля 2019 года, решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 27 июня 2019 года, вынесенные в отношении "данные изъяты" Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Улаганскому району Мадяева ЛК по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Мадяева Л.К.- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.