Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В.
судей - Шинжиной С.А, Черткова С.Н,
с участием прокурора - Дедина А.С.
при секретаре - Казаниной Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чыргала А. А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 мая 2019 года, которым
оставлен без удовлетворения иск Чыргала А. А. к ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай, ОФСИН России по Республике Алтай, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чыргал А.А. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай, ОФСИН России по Республике Алтай, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", указывая, что "дата" во время утреннего обхода истец был подвергнут жестокому обращению с применением физической силы, он нанес себе режущие раны для того, чтобы остановить избиение, затем сотрудники, не останавливаясь, наносили удары руками и ногами по нанесенным порезам, от болевого шока терял сознание. Затем был помещен в камеру без оказания медицинской помощи, где было холодно и грязно, где находился весь день, медицинская помощь ему была оказана лишь вечером. Кроме того, истцу не обеспечена одноразовая недельная помывка в душевой, запрещено использовать предметы религиозного культа. Сотрудники высказывали в адрес истца угрозы и нецензурную брань.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Чыргал А.А, указывая, что судом не были истребованы материалы проверки, проведенной в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ Майминским МСО СУ СК РФ по РА, не исследовались видеозаписи, происходящего "дата", несмотря на наличие соответствующего ходатайства. Судом не дано оценки условиям его содержания в "резиновой" камере без отопления в холодное время года, не обеспечена еженедельная помывка в душевой. Судом не дана оценка действиям медицинских работников, несвоевременно оказывающим ему медицинскую помощь. Судом не исследовано то, какой вред его здоровью был причинен и в результате каких действий. Ему наносили удары по различным частям тела, в результате чего появились синяки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание лиц и заключение прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Таким образом, обязательным условием для возмещения вреда является наличие установленных незаконных действий (бездействий).
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чыргал А.А. прибыл в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай "дата" и помещен в камеру N, где содержался до "дата". "дата" истец переведен в камеру N (камера с резиновыми стенами), где содержался с "данные изъяты", после указанного времени содержался в камере N по "дата". "дата" Чыргал А.А. отконвоирован в ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай.
При этом "дата" в 08 часов 47 минут при проведении утренней количественной проверки заключенных и проведения технического осмотра камеры осужденный Чыргал А.А. и другие лица отказались выйти из камеры в коридор поста N для проведения режимных мероприятий. В 08 часов 49 минут осужденные, в том числе Чыргал А.А, предупреждены младшим инспектором дежурной службы, что в случае неповиновения и противодействия законным требованиям сотрудникам администрации, к ним в соответствии со ст.ст. 28, 28.1, 29, 30 Федерального закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" будет применена физическая сила, специальные средства, на что осужденный Чыргал А.А. и другие высказали свое недовольство и намерения причинить вред себе, удерживая при этом металлические предметы в руках. В 08 часов 50 минут в камеру N зашли сотрудники администрации, прибывшие по тревоге, осужденному Чыргалу А.А. и другим заместителем начальника отдела предложено добровольно выйти из камеры и проследовать в кабинет начальника корпусного отделения, для проведения с ними профилактических бесед по факту нарушения режима содержания, а также разъяснения возникших вопросов, после чего осужденный ФИО5 добровольно вышел из камеры в коридор поста, осужденные Чыргал А.А. и другие продолжили высказывать намерения причинить вред себе. В 08 часов 58 минут осужденный Чыргал А.А. совершили акт членовредительства путем нанесения себе порезов и оказал физическое сопротивление сотрудникам администрации. С учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий осужденного Чыргала А.А. и других, в целях пресечения физического сопротивления, намерений причинить вред себе и окружающим, в соответствии с Законом "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" к осужденному Чыргалу А.А. применена физическая сила путем загиба руки за спину. Однако осужденный Чыргал А.А. продолжил оказывать физическое сопротивление, пытался вырваться от захвата.
Руководствуясь нормами упомянутого Федерального закона, в целях пресечения физического сопротивления сотрудникам уголовно-исполнительной системы к осужденному Чыргал А.А. применено специальное газовое средство и физическая сила путем загиба руки за спину. После чего Чыргал А.А. и другие осужденные выведены на улицу и поочередно сопровождены в медицинскую часть учреждения. "дата" в 09 часов 02 минуты осужденному Чыргал А.А. оказана медицинская помощь и проведено медицинское обследование. В ходе медицинского освидетельствования осужденного Чыргал А.А. при осмотре было выявлено: "данные изъяты". Применение физической силы и специального газового средства к осужденным, в том числе Чыргал А.А. в рамках проведенной проверки признано правомерным.
Судом проверен довод истца о том, что после совершении им акта членовредительства ему не оказана медицинская помощь. Так, из медицинской справки от "дата" и заключений о медицинском освидетельствовании о наличие телесных повреждений, травм и отравлений от "дата", составленных в 09 часов 02 минуты и 15 часов 00 минут, следует, что "дата" Чыргал А.А. совершил акт членовредительства, причинив себе: "данные изъяты". Для оказания ему медицинской помощи осуществлена первичная обработка раневых поверхностей раствором перекиси водорода, наложена стерильная асептическая повязка, проведена кровоостанавливающая терапия. При первичном осмотре от наложения швов на переднюю брюшную стенку Чыргал А.А. отказался, о возможных осложнениях был предупрежден. Швы с согласия больного наложены при повторном осмотре. С "дата" по "дата" осматривался в динамике, проводились перевязки раневых поверхностей.
Медицинскими документами, либо иными заключениями специалистов наличие причинно-следственной связи между ненадлежащими условиями содержания истца в ИВС и состоянием его здоровья не подтверждено. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований полагать, что ухудшение состояния здоровья истца произошло по причине ненадлежащих условий содержания истца в ИВС по вине сотрудников ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай.
Довод истца о том, что в камере для изоляции лиц, у которых произошел нервный срыв, было холодно также проверен судом и признан необоснованным, из справки врача-психиатра-нарколога МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-22 следует, что в ходе проведения ежедневных утренних обходов камер медицинским работником филиала Медицинская часть N1 ФКУЗ МСЧ-22 с "дата" по "дата" несоответствия температурного режима не выявлено.
Согласно данным ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай, основанным на сведениях, содержащихся в журнале учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых, осужденных, истец проходил санитарную обработку 1 раз в неделю не менее 15 минут "дата", от прохождения таковой "дата" и "дата" он отказался. Соответственно судебная коллегия не принимает во внимание доводы о нарушении норм гигиены в части отказа сотрудниками учреждения истцу в помывке и нарушении п. 45 раздела V Приказа МЮ РФ от 14.10.2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять вышеприведенным доказательствам, не имеется, а доводы истца объективно ничем не подтверждены, тогда как ответчиками представлены сведения о содержании истца в режиме специальной безопасности. Причиной указанных истцом обстоятельств явились поведение и действия его самого.
Описание в исковом заявлении ряда событий само по себе не является доказательством заявленных требований и представляет собой лишь версию Чыргала А.А. о произошедших событиях.
Основываясь на положениях ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101, 1069 ГК РФ, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда. Суд первой инстанции исходил из того, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку из представленных документов не следует нарушение требований действующего законодательства при материально-бытовом обеспечении истца, основных медицинских, санитарных и гигиенических требований в период его нахождения в следственном изоляторе. Обеспечение в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3 и ст. 11 ГПК РФ защите подлежит лишь нарушенное право. Нарушений прав истца со стороны ответчиков судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены постановленного решения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чыргала А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.