Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года, которым постановлено:
заявление Зеленодольского городского прокурора РТ, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей N 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" в срок до 01.01.2020 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 установить по периметру территории ограждения, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, а Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя Кириллова Э.В, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленодольский городской прокурор РТ, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ", Исполнительному комитету ЗМР РТ об обязании МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" в срок до 01.01.2020 года в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 установить по периметру территории ограждения, обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, а Исполнительный комитет ЗМР РТ - обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование требований указано, что Зеленодольской городской прокуратурой РТ во исполнение задания прокуратуры РТ N 27-22-2018 от 22.10.2018 о проведении проверки исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения пропускного режима и реагирования на сообщение о террористической угрозе на объектах с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района РТ, 01.11.2018 поручено Врио начальника ОВО по Зеленодольскому району - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по РТ" провести обследование (технический осмотр) состояния ТСО и инженерно-технической укрепленности образовательных учреждений района. Результаты проверки свидетельствуют, что руководством МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" не ведутся мероприятия направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений, нарушаются требования, предъявляемые к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а именно не обеспечена физическая охрана сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, по периметру МБОУ "Лицей N 1" нарушена целостность ограждения. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществлением комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризму и экстремизму относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и его учащихся следует обеспечить физическую охрану сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, по периметру территории образовательного учреждения установить ограждения. Обозначенные нарушения способствуют созданию негативных последствий в учреждении, ставят под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель заявителя помощник Зеленодольского городского прокуратура РТ Бикмуллин А.Т. иск поддержал.
Представитель ответчика МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" на судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика Исполнительного комитета ЗМР РТ на судебное заседание не явился, извещен.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе Исполком Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, указывая, что администрацией образовательного учреждения и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предприняты все необходимые меры по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, из которых следует, что решение суда является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кириллов Э.В. с жалобой не согласился.
Представители ответчиков МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" и Исполнительного комитета ЗМР РТ в суд апелляционной инстанции не явились, извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с 21.10.2017 и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Из материалов дела следует, что МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" (л.д.7-39) является муниципальным бюджетным учреждением, созданным в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно п. 1.7 Устава учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан в лице исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республик Татарстан.
Во исполнение задания Прокуратуры Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и законодательства об образовании в деятельности МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ", расположенного по адресу: РТ, ЗМР, г.Зеленодольск, ул. Юности, д.3.
В ходе проверки установлено, что в МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ", в нарушение требований п. 22, 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства Образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", не обеспечена физическая охрана сотрудниками (гражданином) с соответствующей лицензией, обладающими необходимыми навыками и прошедшими специальную подготовку по осуществлению физической охраны данного объекта, по периметру МБОУ "Лицей N1 ЗМР РТ" нарушена целостность ограждения.
МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" является объектом с массовым пребыванием людей, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции на основании подробного анализа и оценки вышеуказанных положений закона, а также иных положений законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что в целях исполнения п. 23 "а" Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" должен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о том, что принятые в образовательном учреждении меры антитеррористической безопасности являются достаточными для исполнения требований п. 23 "а" Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, не могут быть признаны обоснованными. Фактически осуществляемые в МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ" мероприятия предусмотрены п. 22 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235, а необходимость обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в отношении образовательных учреждений является дополнительным мероприятием, которое осуществляется вне зависимости от выполнения данным учреждением требований, содержащихся в пункте 22 Постановления.
При этом предметом указанного в апелляционной жалобе договора, заключенного МБОУ "Лицей N 1 ЗМР РТ", является охрана подвижными нарядами с помощью системы тревожной сигнализации материальных ценностей, принадлежащих заказчику, находящихся на объекте и сдаваемых под охрану установленным порядком.
Таким образом, данный договор ни при каких обстоятельствах не может быть признан тем договором, который должен быть заключен образовательным учреждением в целях исполнения п. 23 "а" Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 для обеспечения антитеррористической защищенности данного учреждения.
Как уже было сказано выше, иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 22 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235, а мероприятия, указанные в п. 23 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 г. N 1235 пункта 23 "а", признающего такое присутствие обязательным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов в части возложения обязанности восстановить целостность ограждения по периметру территории образовательного учреждения. Решение суда в этой части также является законным и обоснованным.
Довод жалобы о невозможности обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском ошибочен, не основан на законе, в связи с чем не может быть принят во внимание.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности на Исполком Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
При этом, определение состава доходов и расходов бюджета в силу принципа разделения властей относится к сфере законодательного регулирования. В то же время органы законодательной власти самостоятельны при осуществлении своих полномочий.
По мнению судебной коллегии, возложение обязанности на Исполком профинансировать указанные в решении суда мероприятия нарушает конституционный принцип разделения властей. Суд вправе обязать органы государственной власти осуществить предусмотренные законом мероприятия, в то время как вмешательство в бюджетный процесс, а именно в формирование текущих расходов бюджета, недопустимо, поскольку это относится к сфере законодательного регулирования.
Решение суда в части возложения обязанности на Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обеспечить финансирование указанных мероприятий подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 13 марта 2019 года отменить в части возложения обязанности на Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обязанности обеспечить финансирование указанных мероприятий и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.