Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И,
судей Гаянова А.Р, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Сальтиной Татьяны Васильевны на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2019 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сальтиной Татьяны Васильевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - о признании решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам Республики Татарстан - N849501/17 от 17 августа 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязании включить периоды работы, указанные в решении, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях, и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истицы Сальтиной Т.В, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика Храмцовой А.М, возражавшей в отношении удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сальтина Т.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Камско-Устьинскому и Апастовскому районам РТ (далее - УПФР) о признании решения УПФР N 849501/17 от 17 августа 2017 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и обязании включить периоды работы, указанные в решении УПФР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости на льготных условиях, и назначить досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование иска указано, что решением УПФР N 849501/17 от 17.08.2017 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Выработано 24 года 10 месяцев 1 день. При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
с 01.09.1988г. по 24.08.1989 г. (11
месяцев 24 дня) - период работы в должности статистика кабинета медстатистики в Поликлинике N 108 УХЛУ ГУЗЛ, поскольку разделом II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 7.12.1959 г. N 1397, наименование должности, "статистик" не предусмотрено;
с 06.04.1998г по 14.07.1999г. (1 год 3 месяца 9 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с п.21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. (до даты вступления в силу Закона о РФ от 22.09.1992 N 3543 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации").
с 01.12.1999г по 31.05.2000г. (6 месяцев 1 день), с 01.08.2000 г. по 30.11.2000 г. (4 месяца), 11.01.2001г. по 31.05.2001г. (5 месяцев 1 день), с 01.08.2001г. по 30.09.2001г. (2 месяца), с И.11.2001г. по 31.12.2001г. (2 месяца 1 день), с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. (1 год 1 день) - работа а должности медицинской сестры Теньковской участковой больницы на 0,7 ставки и 0,8 ставки и 0,9 ставки медицинской сестры, поскольку не соблюдается пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066, согласно которому в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа, выполняемая в течение полного рабочего дня;
с 15.02.2008 г. по 03.06.2009 г. (1 год 3 месяца 19 дней) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ "Центр социального обслуживания населения", поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение, трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от
29.10.2002г. N 781, наименование учреждения "Центр социального обслуживания населения" не предусмотрено;
с 01.06.2010г. по 30.06.2010г. (1 месяц) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ Социальный
приют для детей и подростков" на 0,5 ставки, поскольку не соблюдается пункт 4 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, согласно которому периоды работы, начиная с 01.11.1999 г, засчитывается в стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в объеме полной ставки;
с 01.04.2014г. по 15.04.2014г. (15 дней), с 01.07.2014г. по 15.07.2014г. (15 дней), с 28.08.2014г. по 30.06.2015г. (10 месяцев 3 дня) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ Социальный
приют для детей и подростков", поскольку в индивидуальных сведениях, поданных работодателем ГБУ
"Социальный приют для детей и подростков", не отражен код особых условий труда, так же отсутствует документ, уточняющий особый характер работы или условий труда.
Истица, полагая, что не включение ответчиком в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, данных периодов работы является незаконным, просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Сальтина Т.В. и адвокат Дамадаев Р.Б. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик УПФР надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, его представитель в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Сальтина Т.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель указывает, что в оспариваемые периоды во всех организациях выполняла работу, связанную с осуществлением медицинской деятельности по охране здоровья населения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Сальтина Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика УПФР Храмцова А.М. доводы жалобы отклонила, поддержала принятое судом решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 4 августа 2017 года Сальтина Т.В. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением УПФР от 17 августа 2017 года N849501/17 истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, ее специальный трудовой стаж составляет 24 года 10 месяцев 1 день.
В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды:
с 01.09.1988г. по 24.08.1989 г. (11
месяцев 24 дня) - период работы в должности статистика кабинета медстатистики в Поликлинике N108 УХЛУ ГУЗЛ, поскольку разделом II "Врачи и другие медицинские работники" Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 7.12.1959 г. N 1397, наименование должности, "статистик" не предусмотрено;
с 06.04.1998г по 14.07.1999г. (1 год 3 месяца 9 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с п.21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. (до даты вступления в силу Закона о РФ от 22.09.1992 N 3543 "О внесении изменений в Кодекс законов о труде Российской Федерации");
с 01.12.1999г по 31.05.2000г. (6 месяцев 1 день), с 01.08.2000 г. по 30.11.2000 г. (4 месяца), 11.01.2001г. по 31.05.2001г. (5 месяцев 1 день), с 01.08.2001г. по 30.09.2001г. (2 месяца), с И.11.2001г. по 31.12.2001г. (2 месяца 1 день), с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. (1 год 1 день) - работа а должности медицинской сестры Теньковской участковой больницы на 0,7 ставки и 0,8 ставки и 0,9 ставки медицинской сестры, поскольку не соблюдается пункт 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N1066, согласно которому в стаж на соответствующих видах работ засчитывается работа, выполняемая в течение полного рабочего дня;
с 15.02.2008 г. по 03.06.2009 г. (1 год 3 месяца 19 дней) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ "Центр социального обслуживания населения", поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение, трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от
29.10.2002г. N 781, наименование учреждения "Центр социального обслуживания населения" не предусмотрено;
с 01.06.2010г. по 30.06.2010г. (1 месяц) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ Социальный
приют для детей и подростков" на 0,5 ставки, поскольку не соблюдается пункт 4 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, согласно которому периоды работы, начиная с 01.11.1999 г, засчитывается в стаж при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, в объеме полной ставки;
с 01.04.2014г. по 15.04.2014г. (15 дней), с 01.07.2014г. по 15.07.2014г. (15 дней), с 28.08.2014г. по 30.06.2015г. (10 месяцев 3 дня) - работа в должности медицинской сестры в ГБУ Социальный
приют для детей и подростков", поскольку в индивидуальных сведениях, поданных работодателем ГБУ
"Социальный приют для детей и подростков", не отражен код особых условий труда, так же отсутствует документ, уточняющий особый характер работы или условий труда.
С указанным решением УПФР Сальтина Т.В. не согласилась, что и послужило основанием для возникновения настоящего спора.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом районного суда.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Положениями ст. 21 Федерального закон "О страховых пенсиях" предусмотрено, что: установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 2). Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях") (п. 12).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в период с 01.09.1988 по 24.08.1989 Сальтина Т.В. работала в должности статистика в кабинете медстатистики в Поликлинике N 108 УХЛУ ГУЗЛ (л.д. 10).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в данной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в указанный спорный период действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 7.12.1959 г. N 1397, разделом II "Врачи и другие медицинские работники" которого такие должности как "медстатист", "медицинский статистик", "статистик" не предусмотрены.
Разрешая требования истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.04.1998 по 14.07.1999, суд исходил из следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", вступившим в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком не включается в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Как следует из справки, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, выданной ГАУЗ "Камско-Устьинская центральная районная больница" 25.03.2014, Сальтина Т.В. с 21.03.1998 по 14.07.1999 находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д. 27).
Таким образом, руководствуясь положениями вышеприведенных правовых норм и учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года начался у истицы после 6 октября 1992 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанного спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов работы с 01.12.1999 по 31.05.2000, с 01.08.2000 по 30.11.2000, с 01.01.2001 по 31.05.2001, с 01.08.2001 по 30.09.2001, с 01.11.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.06.2010 по 30.06.2010, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
До 01.11.1999 действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464. В соответствии с указанным Списком в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждения (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Данным списком предусмотрены должности "врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066, вступившего в силу с 01.11.1999, утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Порядок подсчета стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, за периоды работы после 01.11.1999 по сравнению с порядком подсчета стажа, который применяется к периодам работы до этой даты, различен.
Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066, после 01.11.1999 период соответствующей работы включается в стаж только в том случае, если она выполнялась в течение полного рабочего дня. Работа при неполном рабочем дне (на полставки, две трети ставки и т.д.), независимо от того, что она выполнялась в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком от 22.09.1999 N 1066, в стаж за периоды работы после 01.11.1999 не засчитывается.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Таким образом, учитывая, что согласно справке, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения, выданной ГАУЗ "Камско-Устьинская центральная районная больница" с 01.12.1999 по 31.05.2000, с 01.08.2000 по 30.11.2000, с 01.01.2001 по 31.05.2001, с 01.08.2001 по 30.09.2001, с 01.11.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002, с 01.06.2010 по 31.06.2010 истица работала в объеме не полной ставки, оснований для включения указанных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не имелось.
Также обоснованно отказано судом первой инстанции и в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода с 15.02.2008 по 03.06.2009 в должности медицинской сестры в ГБУ "Центр социального обслуживания населения" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Богородский рай".
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (ныне в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В вышеназванном Списке в графе средний медицинский персонал раздела "Наименование должностей" указана должность "медицинская сестра", а пунктом 8 раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "Центры", осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований)".
Из Устава ГБУ "Центр социального обслуживания населения" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Богородский рай" судом установлено, что данное учреждение является некоммерческой организацией - государственным учреждением, тип - автономное учреждение, создается для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Республики Татарстан в сфере социального обслуживания. Медицинская деятельность данного учреждения осуществлялась на основании лицензий NФС-16-01-000490 от 17.02.2010 и NЛО-16-01-0050-29 от 06.04.2016. В период работы истца лицензии на осуществлении медицинской деятельности у данного учреждения не имелось.
Хотя наименование занимаемой в спорные периоды должности истицы "медицинская сестра" и наименование учреждения, в котором она работала, и предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, но, в связи с тем, что учреждение не имело лицензии на осуществление медицинской деятельности в период с 15.02.2008 по 03.06.2009, указанный период также не подлежит включению в специальный стаж истицы.
Также обоснованно отказано судом и в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж периодов с 01.04.2014 по 15.04.2014, с 01.07.2014 по 15.07.2014, с 28.08.2014 по 30.06.2015 в должности медицинской сестры в ГБУ "Социальный приют для детей и подростков", поскольку, как каких-либо доказательств того, что в данный период истицей в течение полного рабочего дня выполнялась работа, предусмотренная Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в материалы дела не представлено, в трудовой книжке не отражается занятость истицы на работе в течение полного рабочего дня в данный период, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код особых условий труда, иных документов по данному периоду не имеется.
В связи с тем, что без включения спорных периодов в специальный стаж истицы, требуемый по закону стаж работы в учреждениях здравоохранения, связанной с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, на дату обращения в пенсионный орган истицей не выработан, в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости, судом также обоснованно отказано.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 27 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сальтиной Татьяны Васильевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.